17.02.2020
«Педагог – профессия дальнего действия»
Учитель – профессия дальнего действия… Настолько дальнего, что оценить её значение
для общества дано не каждому поколению. Современное общество как раз переживает
такой период, когда профессия Учитель претерпевает период переоценки.
Профессия Учитель – древняя. Многовековой
опыт показывает, что, несмотря на разные политические и общественные системы,
на разные эпохи, переживаемые обществом, Учитель всегда был проводником, мостиком,
связующим прошлые, настоящие и будущие поколения. По этому мостику в сознание и
души подрастающего поколения продвигались знания, ценности, новые прогрессивные
идеи. Настоящее время – не исключение.
Учитель – профессия дальнего действия.
Именно в школе человек проживает период своего становления. Именно в этом возрасте
закладываются базовые ценности, формируется духовный мир – основа будущего,
будущего человека, будущего гражданина, будущего страны. Каким будет это
будущее, зависит от Учителя, конечно, но и от того, что в него вложит семья. Немногие профессии определяют будущее страны,
её процветание и развитие. К этим немногим профессиям относится профессия
Учитель. Слово «учитель» неизменно хочется написать с большой буквы. Учитель –
это строитель, который закладывает фундамент, от которого зависит прочность всей
постройки.
Учитель несёт в общество не только
предметные знания, он формирует моральные и этические ценности, гражданскую
позицию подрастающего поколения. Но для того, чтоб транслируемый опыт был
принят и встроен в систему ценностей молодёжи, учитель должен обладать
авторитетом.
Когда-то, в эпоху дефицита информации,
Учитель был едва ли не единственным источником знаний. Его эрудиция была его
основным богатством, что придавало профессии Учитель особый статус. Учитель был
уважаемым человеком в обществе. Ему
доверяли, ему следовали, его ставили в пример.
Сегодня, в век всеобщей информатизации,
расцвета СМИ, переизбытка информации такое качество как эрудированность, теряет
свою уникальность. Профессия Учитель в традиционном её понимании, как транслятор
знаний, становится не актуальной. Формируется Учитель нового поколения. В
соответствии с требованиями времени, общества, государства Учитель учится,
повышает свою квалификацию, приобретает новые компетенции, осваивает
информационные технологии – стремится соответствовать требованиям времени, то
есть удовлетворять требованиям Профстандарта, уметь строить урок в соответствии
с ФГОС, его программы и планы должны удовлетворять требованиям ФЗ «Об
образовании». Меняется основная функция Учителя – он становится проводником в
мире информации, ценностей и взглядов.
Учитель – профессия дальнего действия. Учителя
надо уважать и на уровне государства признавать значимость и силу профессии. Поднять авторитет и престиж профессии Учитель
– это не формальная, а стратегическая задача. Решить её необходимо на уровне
государства. В современном нестабильном мире, где ежечасно меняются ценности,
молодому неокрепшему сознанию нужна опора – крепкое плечо, авторитетный друг,
идейный проводник. И чтобы такой опорой не стали авторитетные и сильные лидеры
террористических группировок, модераторы интернет-сообществ, сомнительные
друзья с улицы - необходимо переоценить роль Учителя.
Но для того, чтоб предъявлять требования к
личности и деятельности Учителя, необходимо создать условия для формирования
нового поколения педагогов. Важно создать благодатную почву, на которой
вырастет могучее дерево под названием образование, а на его раскидистых ветвях,
будут вызревать здоровые и крепкие плоды – новое молодое поколение граждан
своей страны. Российские педагоги, как крепкие ветки дерева, имея крепкую опору
и достойную поддержку, вынесут любые бури и засуху, станут проводником
живительной влаги, питающей растущие плоды дерева до полного их созревания.
И в заключении, хочется еще раз сказать, что все-таки Учитель
– профессия дальнего действия. Результаты сегодняшнего труда будут видны через
годы. Пусть его плоды будут добрыми!