Электив русский язык 7 класс

Муниципальное казенное общеобразовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.
Дежнево»

РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
Попова Татьяна Викторовна
протокол № 1
от «11» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
Ветрова Оксана Сергеевна
Протокол №158
от ―11.08.2023‖

Рабочая программа
элективного курса
для 7 класса
«Подготовка к олимпиадам
по русскому языку»

Дежнево 2023г

Современная парадигма образования предполагает философское переосмысление
задач всей системы образования, в том числе олимпиадного движения, которое должно
стать мощным фактором непрерывного личного совершенствования и развития личности
школьника в процессе его обучения и воспитания.
Олимпиады – одна из общепризнанных форм работы с одаренными школьниками.
Воспитание и обучение одаренной личности в настоящее время становится все более
актуальной задачей. Это прежде всего связано с потребностью общества в личностях,
мыслящих неординарно, способных к научному поиску.
Качественная подготовка школьника к выступлению на олимпиаде по русскому языку
сегодня требует разносторонней филологической и психологической подготовки,
системной организации процесса обучения, начиная со школьного уровня.
Современный этап развития общества резко обострил проблему поиска одаренных
школьников, создания условий для их развития и адекватного использования их
способностей. Благоприятные возможности для успешного решения обозначенной
проблемы создала дифференциация образования. Однако такая дифференциация
начинается в основном с 9 класса, когда одаренный ребенок проявил себя. Выявление
филологически одаренных детей должно начинаться раньше. Тем более,что уже с 7
класса обучающиеся становятся участниками Малой Всероссийской олимпиады
школьников. Раннее выявление, обучение и воспитание талантливых детей является
одним из главных условий успешности работы учителя по подготовке школьников к
участию в олимпиадах.
Цель обучения по данной программе – качественная подготовка учащихся седьмого
класса школы к олимпиадам по русскому языку различного уровня, главным образом к
Всероссийской олимпиаде школьников. Для реализации этой цели необходимо решить
следующие задачи обучения на уровне 7-8 классов:





создание оптимальных условий для выявления одаренных школьников, их
дальнейшего интеллектуального развития и профессиональной ориентации;
формирование общеучебных компетентностей филологически одаренного ребенка;
формирование интереса к решению филологических (лингвистических) задач;
формирование круга чтения ребенка (включить в круг чтения словарей различного
типа, специальной лингвистической литературы).

Данный курс рассчитан на 34 часа (один час в неделю) и построен так, чтобы в
следующие годы обучения по концентрическому принципу происходил «прирост»
знаний, умений и навыков по основным разделам языка. Это обеспечивает постепенное
накопление информации и постоянную актуализацию уже изученного материала. При
этом по возможности распределение содержания каждого раздела между классами
коррелирует с содержанием курса русского языка соответствующего года обучения (с
некоторым опережением и углублением).
Основными формами организации учебной деятельности по освоению данной
программы являются лекции, семинары и практические занятия (комментирование и
выполнение олимпиадных заданий). В 7-8 классах предполагается групповая работа.

В ходе освоения данной программы учащиеся должны получить следующие знания,
умения и навыки:
- быстро «опознавать» тип олимпиадного задания;
- осуществлять ориентацию в том, сведения из каких разделов лингвистики понадобятся
для выполнения того или иного задания;
- применять необходимые теоретические знания для решения олимпиадного задания;
- грамотно и точно оформлять ответ.
Проверка успешности освоения данной программы осуществляется в ходе
тренинговых (репетиционных) олимпиад и интеллектуальных конкурсов.
Содержание обучения по работе с одаренными школьниками включает два
основных направления: работа над расширением базового содержания образования и
формирование лингвистического мышления школьников в процессе освоения системы
языка в ее историческом развитии. В этой связи программа содержит следующие
основные разделы содержания обучения:
Содержание курса
Раздел 1 «Анализ фонетического образа слова в процессе исторического развития
системы языка»
Тема 1. История развития русского алфавита. Возникновение кириллицы, отличие
кириллицы и глаголицы. История буквы ять. Падение редуцированных и последствия
этого процесса в истории языка. Соотношения «буква – звук», «звук – буква».
Тема 2. Звуки речи. Фонетическая и артикуляционная классификация звуков. Позиции
оглушения и озвончения: внутри слова, на границе слова, в потоке речи. Уподобление
согласных по звучанию и по произношению, выпадение согласных в
труднопроизносимых сочетаниях. Произношение двойных согласных. Изменение
артикуляции гласных и согласных в потоке речи (с известью - [с-ы] и т.п.) Редукция
безударных гласных.
Тема 3. Современные приметы старинных слов. Фонетические старославянизмы в
русском языке. Исторические чередования звуков в русском языке.
Тема 4. Историческая и современная произносительные нормы. Аканье, иканье и ыканье
как произносительная норма для современного литературного языка в области гласных.
Фонетические явления в связном тексте: фонетическое слово, фразовое ударение.
Раздел 2 «Анализ словообразовательных цепочек слов. Исторические процессы в
структуре слова»
Тема 1. Морфемная структура (с современной и исторической точек зрения) различных
частей речи. Значения словообразующих аффиксов. Омонимия корней и
словообразовательных элементов.

Тема 2. Алгоритм словообразовательного анализа. Критерий Винокура. Способы
образования слов в русском языке. Вопрос о морфемном статусе интерфиксов и их роли в
процессе словообразования.
Тема 3. Словообразовательные пары, цепочки и гнѐзда. Словообразовательные пары,
цепочки и гнѐзда как основа организации материала в словообразовательных словарях.
Гнездовой принцип составления словарной статьи в словаре В.И. Даля.
Морфонологические явления, осложняющие словообразование. Наложение морфем
(гаплология), усечение производящей основы.
Тема 4. Исторические процессы в составе слова. Исторические процессы, изменившие
морфемную структуру слова. Опрощение, усложнение, переразложение и декорреляция
как процессы. Примеры конкретных слов, иллюстрирующих эти явления.
Словообразовательные славянизмы.
Тема 5. Основные иноязычные аффиксы. Время и способы заимствований из латинского и
греческого языков. Значение заимствованных лингвистических терминов.
Раздел 3 «Анализ лексико-грамматического значения однокоренных слов на
различных этапах исторического развития языка»
Тема 1. Лексическая система языка. Способы толкования значений слов: синонимический,
толкование через производящую основу, перечислительный, описательный,
отрицательный.
Тема 2. Синонимы, антонимы паронимы. Синонимы языковые и контекстуальные. Развитие

контекстуальных антонимичных отношений в синонимических парах. Антонимы
языковые и контекстуальные. Множественность синонимических и антонимических рядов
у многозначных слов. Паронимия и парономазия.
Тема 3. Лексическая омонимия. Омонимы и многозначные слова. Омонимы, омоформы,
омофоны, омографы.
Тема 4. Лексические средства выразительности. Тропы и фигуры речи. Переносное
значение (метафоризация в широком смысле) как основа лексических средств
выразительности. Собственно тропы - метафора, метонимия, эпитет, олицетворение,
оксюморон, аллегория, плеоназм, тавтология (нарушают критерий истинности).
Несобственно тропы - парафраз, ирония, гипербола, литота, эвфемизм (нарушают
критерий искренности).
Тема 5. Лексические средства языковой игры. Микрофигуры – метатеза, анаграмма,
гендиадис, аферезис, синкопа, протеза, эпентеза, аллитерация, ассонанс, палиндром.
Каламбур как вид речевой игры.
Тема 6. Исконно русская и заимствованная лексика. Исторические пласты в исконно
русской лексике. Изменение значений исконно русских слов в истории языка (история
отдельных слов). Основные периоды и источники заимствования лексики. Значение
термина «заимствование»: 1) процесс, в результате которого один язык усваивает элемент
другого языка; 2) сам заимствованный элемент (слово, морфема, конструкция). Причины

заимствования иноязычной лексики - необходимость обозначить много новых понятий в
разных сферах жизни; тесные политические, торгово-экономические, промышленные и
культурные связи между народами; социальная престижность соответствующей лексики.
Способы освоения заимствованных слов – транскрипция, транслитерация, калькирование.
Периоды заимствования: из германских языков и латыни (праславянский период); из
греческого, а затем и старо-/церковнославянского языка (эпоха христианизации,
дальнейшее книжное влияние); из тюркских языков (особенно XVI—XVII век благодаря
влиянию Османской империи); из польского языка (XVI—XVIII вв.); из нидерландского
(XVIII в.), немецкого и французского (XVIII—XIX в.) языков; из английского языка
(XX— начало XXI в.).
Тема 7. Фразеология. Различение свободного и связанного значений слова.
Фразеологические сращения (идиомы), фразеологические единства, фразеологические
сочетания, фразеологические выражения. Основные источники происхождения
фразеологизмов. Авторские крылатые слова и выражения из произведений русской
классики. Структурные, семантические, фонетические, словообразовательные,
морфологические и синтаксические модификации фразеологизмов.
Тема 8. Этимологический анализ слова: определение в какой период и в каком языке
возникло анализируемое слово; установление первичной мотивации слова (производящее
слово – словообразовательная модель - исходное значение слова – пути и причины
изменения первичной семантики и исторического морфемного состава слова).
Тема 9. Этимология различных частей речи. Происхождение названий русских падежей.
История падежных форм имени существительного. Происхождение полных имен
прилагательных. Количество в числе. Числовая картина мира. История происхождения
имени числительного. История изменений личных местоимений и возвратного
местоимения себя. Следы устаревших форм местоимений в русском языке. История
неопределенной формы глагола. История форм причастий и деепричастий. История
наречных форм. Происхождение предлогов, союзов и частиц.
Раздел 4 «Анализ синтаксических отношений слов в историческом развития языка
на уровне словосочетаний и предложений»
Тема 1. Синтаксис словосочетания и простого предложения. Сложные случаи
разграничения слов, словосочетаний и сочетаний слов. История происхождения знаков
препинания.
Тема 2. Синонимичные синтаксические конструкции.
Тема 3. Синтаксическая система древнерусского языка. Особенности синтаксиса падежей
(трава косити и т.п.). Особенности глагольного управления. Употребление связки и
личного местоимения. Особенности порядка слов. Дистантное расположение членов
словосочетания. Употребление некоторых союзов для связи предложений в тексте.
Дательный самостоятельный.
Раздел 5 «Анализ текстовых структур письменных памятников различных
исторических эпох»

Тема 1. «Великое русское слово». Комплексный анализ текста. Древнерусская теория
смысла. Строй древнерусского языка.
Тема 2. Особенности древнерусских текстов разных жанров и эпох.
Тематическое планирование
Раздел / Тема

Форма занятия
Кол-во
часов
Раздел 1 «Анализ фонетического образа слова в процессе исторического развития
системы языка» - 5 часов
1. История развития русского алфавита.
1
Лекция с
просмотром
презентации
2
2.Звуки
речи.
Фонетическая
и
артикуляционная
Лекции с
классификация звуков.
элементами
практического
занятия
1
3.Фонетические старославянизмы в русском языке.
Лекция с
Исторические чередования звуков в русском языке.
элементами
практического
занятия
4. Историческая и современная произносительные нормы.
1
Лекции с
элементами
практического
занятия
Раздел 2 «Анализ словообразовательных цепочек слов. Исторические процессы в
структуре слова» - 6 часов
5.Морфемная структура (с современной и исторической точек
1
Лекция с
зрения) различных частей речи.
элементами
практического
занятия
6. Алгоритм словообразовательного анализа.
1
Практическое
занятие
1
7. Морфемика и словообразование: словообразовательные
Лекция с
пары, цепочки и гнѐзда
элементами
практического
занятия
2
8. Исторические процессы в составе слова. Исторические
Практико
процессы, изменившие морфемную структуру слова.
ориентированные
семинары
9.Основные иноязычные аффиксы.
1
Лекция с
элементами
практического
занятия
Раздел 3 «Анализ лексико-грамматического значения однокоренных слов на различных
этапах исторического развития языка» - 13 часов
10. Лексическая система языка.
1
Лекция с
элементами
практического
занятия
11. Синонимы, антонимы паронимы.
1
Сообщения

учащихся
12. Лексическая омонимия.
1
Практическое
занятие
2
13. Лексические средства выразительности. Тропы и фигуры
Лекции с
речи.
элементами
практического
занятия
14. Лексические средства языковой игры.
1
Лингвистические
игры
1
15. Исконно русская и заимствованная лексика. Основные
Просмотр
периоды и источники заимствования лексики.
презентации,
индивидуальные
сообщения
2
16. Фразеология. Основные источники происхождения
Просмотр
фразеологизмов.
презентаций,
практико
ориентированные
семинары
17. Этимологический анализ слова
1
Лекция с
элементами
практического
занятия
18. Этимология: этимология различных частей речи
3
Лекции с
элементами
практического
занятия
Раздел 4 «Анализ синтаксических отношений слов в историческом развития языка на
уровне словосочетаний и предложений» - 6 часов
19. Синтаксис словосочетания и простого предложения.
1
Лекция
20. История происхождения знаков препинания.
1
Лекция
21. Синонимичные синтаксические конструкции.
1
Практическое
занятие
22. Синтаксическая система древнерусского языка.
3
Лекции с
элементами
практического
занятия
Раздел 5 «Анализ текстовых структур письменных памятников
различных
исторических эпох» - 4 часа
2
23.Строй древнерусского языка. Чтение и перевод
Лекции с
древнерусского текста (неосложнѐнных простых
элементами
предложений длиной до 10 слов)
практического
занятия
2
24. Особенности древнерусских текстов разных жанров и
Лекции с
эпох. Чтение и перевод древнерусского текст
элементами
практического
занятия
Итого:
34 ч

Литература
1. Водолазькая С.В. Предметная неделя русского языка в школе. Конкурсы,
викторины, олимпиады. – Ростов н/Д., 2007.
2. Воробьёва О.И, Головёнкина Л.Х. Олимпиада по русскому языку: задания,
результаты, выводы // РЯШ. – 1996. - № 2. – С. 46-48.
3. Вопросы и задания IV Всероссийской олимпиады школьников по русскому
языку // РЯШ. – 1999. - № 4. – С. 46-51; № 5. – С. 44-51.
4. Гольцова Н.Г., Копосов Л.Ф., Шамшин И.В. Материалы III областной олимпиады
школьников Подмосковья по русскому языку // РЯШ. – 2002.- № 4. – С. 44-50..
5. Журинский А.Н. Лингвистика в задачах: Условия, решения, комментарии. – М.,
1995.
6. Журинский А.Н. Слово, буква, число: Обсуждение самодостаточных
лингвистических задач с разбором ста образцов жанра. – М., 1993.
7. Задачи по лингвистике. – М., 1991.
8. Зайцева О.Н. Олимпиады по русскому языку. – М.,2017
9. Зализняк А.А. Лингвистические задачи // Исследования по структурной
типологии. – М., 1963.
10. Лингвистические задачи / Под ред. А.А. Зализняка. – М., 1983.
11. Орг А.О. Олимпиады по русскому языку. – М., 2004.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».