Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Дежнево» РАССМОТРЕНО Руководитель МО Попова Татьяна Викторовна протокол № 1 от «11» августа 2023 г. УТВЕРЖДЕНО Директор Ветрова Оксана Сергеевна Протокол №158 от ―11.08.2023‖ Рабочая программа элективного курса для 7 класса «Подготовка к олимпиадам по русскому языку» Дежнево 2023г Современная парадигма образования предполагает философское переосмысление задач всей системы образования, в том числе олимпиадного движения, которое должно стать мощным фактором непрерывного личного совершенствования и развития личности школьника в процессе его обучения и воспитания. Олимпиады – одна из общепризнанных форм работы с одаренными школьниками. Воспитание и обучение одаренной личности в настоящее время становится все более актуальной задачей. Это прежде всего связано с потребностью общества в личностях, мыслящих неординарно, способных к научному поиску. Качественная подготовка школьника к выступлению на олимпиаде по русскому языку сегодня требует разносторонней филологической и психологической подготовки, системной организации процесса обучения, начиная со школьного уровня. Современный этап развития общества резко обострил проблему поиска одаренных школьников, создания условий для их развития и адекватного использования их способностей. Благоприятные возможности для успешного решения обозначенной проблемы создала дифференциация образования. Однако такая дифференциация начинается в основном с 9 класса, когда одаренный ребенок проявил себя. Выявление филологически одаренных детей должно начинаться раньше. Тем более,что уже с 7 класса обучающиеся становятся участниками Малой Всероссийской олимпиады школьников. Раннее выявление, обучение и воспитание талантливых детей является одним из главных условий успешности работы учителя по подготовке школьников к участию в олимпиадах. Цель обучения по данной программе – качественная подготовка учащихся седьмого класса школы к олимпиадам по русскому языку различного уровня, главным образом к Всероссийской олимпиаде школьников. Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи обучения на уровне 7-8 классов: создание оптимальных условий для выявления одаренных школьников, их дальнейшего интеллектуального развития и профессиональной ориентации; формирование общеучебных компетентностей филологически одаренного ребенка; формирование интереса к решению филологических (лингвистических) задач; формирование круга чтения ребенка (включить в круг чтения словарей различного типа, специальной лингвистической литературы). Данный курс рассчитан на 34 часа (один час в неделю) и построен так, чтобы в следующие годы обучения по концентрическому принципу происходил «прирост» знаний, умений и навыков по основным разделам языка. Это обеспечивает постепенное накопление информации и постоянную актуализацию уже изученного материала. При этом по возможности распределение содержания каждого раздела между классами коррелирует с содержанием курса русского языка соответствующего года обучения (с некоторым опережением и углублением). Основными формами организации учебной деятельности по освоению данной программы являются лекции, семинары и практические занятия (комментирование и выполнение олимпиадных заданий). В 7-8 классах предполагается групповая работа. В ходе освоения данной программы учащиеся должны получить следующие знания, умения и навыки: - быстро «опознавать» тип олимпиадного задания; - осуществлять ориентацию в том, сведения из каких разделов лингвистики понадобятся для выполнения того или иного задания; - применять необходимые теоретические знания для решения олимпиадного задания; - грамотно и точно оформлять ответ. Проверка успешности освоения данной программы осуществляется в ходе тренинговых (репетиционных) олимпиад и интеллектуальных конкурсов. Содержание обучения по работе с одаренными школьниками включает два основных направления: работа над расширением базового содержания образования и формирование лингвистического мышления школьников в процессе освоения системы языка в ее историческом развитии. В этой связи программа содержит следующие основные разделы содержания обучения: Содержание курса Раздел 1 «Анализ фонетического образа слова в процессе исторического развития системы языка» Тема 1. История развития русского алфавита. Возникновение кириллицы, отличие кириллицы и глаголицы. История буквы ять. Падение редуцированных и последствия этого процесса в истории языка. Соотношения «буква – звук», «звук – буква». Тема 2. Звуки речи. Фонетическая и артикуляционная классификация звуков. Позиции оглушения и озвончения: внутри слова, на границе слова, в потоке речи. Уподобление согласных по звучанию и по произношению, выпадение согласных в труднопроизносимых сочетаниях. Произношение двойных согласных. Изменение артикуляции гласных и согласных в потоке речи (с известью - [с-ы] и т.п.) Редукция безударных гласных. Тема 3. Современные приметы старинных слов. Фонетические старославянизмы в русском языке. Исторические чередования звуков в русском языке. Тема 4. Историческая и современная произносительные нормы. Аканье, иканье и ыканье как произносительная норма для современного литературного языка в области гласных. Фонетические явления в связном тексте: фонетическое слово, фразовое ударение. Раздел 2 «Анализ словообразовательных цепочек слов. Исторические процессы в структуре слова» Тема 1. Морфемная структура (с современной и исторической точек зрения) различных частей речи. Значения словообразующих аффиксов. Омонимия корней и словообразовательных элементов. Тема 2. Алгоритм словообразовательного анализа. Критерий Винокура. Способы образования слов в русском языке. Вопрос о морфемном статусе интерфиксов и их роли в процессе словообразования. Тема 3. Словообразовательные пары, цепочки и гнѐзда. Словообразовательные пары, цепочки и гнѐзда как основа организации материала в словообразовательных словарях. Гнездовой принцип составления словарной статьи в словаре В.И. Даля. Морфонологические явления, осложняющие словообразование. Наложение морфем (гаплология), усечение производящей основы. Тема 4. Исторические процессы в составе слова. Исторические процессы, изменившие морфемную структуру слова. Опрощение, усложнение, переразложение и декорреляция как процессы. Примеры конкретных слов, иллюстрирующих эти явления. Словообразовательные славянизмы. Тема 5. Основные иноязычные аффиксы. Время и способы заимствований из латинского и греческого языков. Значение заимствованных лингвистических терминов. Раздел 3 «Анализ лексико-грамматического значения однокоренных слов на различных этапах исторического развития языка» Тема 1. Лексическая система языка. Способы толкования значений слов: синонимический, толкование через производящую основу, перечислительный, описательный, отрицательный. Тема 2. Синонимы, антонимы паронимы. Синонимы языковые и контекстуальные. Развитие контекстуальных антонимичных отношений в синонимических парах. Антонимы языковые и контекстуальные. Множественность синонимических и антонимических рядов у многозначных слов. Паронимия и парономазия. Тема 3. Лексическая омонимия. Омонимы и многозначные слова. Омонимы, омоформы, омофоны, омографы. Тема 4. Лексические средства выразительности. Тропы и фигуры речи. Переносное значение (метафоризация в широком смысле) как основа лексических средств выразительности. Собственно тропы - метафора, метонимия, эпитет, олицетворение, оксюморон, аллегория, плеоназм, тавтология (нарушают критерий истинности). Несобственно тропы - парафраз, ирония, гипербола, литота, эвфемизм (нарушают критерий искренности). Тема 5. Лексические средства языковой игры. Микрофигуры – метатеза, анаграмма, гендиадис, аферезис, синкопа, протеза, эпентеза, аллитерация, ассонанс, палиндром. Каламбур как вид речевой игры. Тема 6. Исконно русская и заимствованная лексика. Исторические пласты в исконно русской лексике. Изменение значений исконно русских слов в истории языка (история отдельных слов). Основные периоды и источники заимствования лексики. Значение термина «заимствование»: 1) процесс, в результате которого один язык усваивает элемент другого языка; 2) сам заимствованный элемент (слово, морфема, конструкция). Причины заимствования иноязычной лексики - необходимость обозначить много новых понятий в разных сферах жизни; тесные политические, торгово-экономические, промышленные и культурные связи между народами; социальная престижность соответствующей лексики. Способы освоения заимствованных слов – транскрипция, транслитерация, калькирование. Периоды заимствования: из германских языков и латыни (праславянский период); из греческого, а затем и старо-/церковнославянского языка (эпоха христианизации, дальнейшее книжное влияние); из тюркских языков (особенно XVI—XVII век благодаря влиянию Османской империи); из польского языка (XVI—XVIII вв.); из нидерландского (XVIII в.), немецкого и французского (XVIII—XIX в.) языков; из английского языка (XX— начало XXI в.). Тема 7. Фразеология. Различение свободного и связанного значений слова. Фразеологические сращения (идиомы), фразеологические единства, фразеологические сочетания, фразеологические выражения. Основные источники происхождения фразеологизмов. Авторские крылатые слова и выражения из произведений русской классики. Структурные, семантические, фонетические, словообразовательные, морфологические и синтаксические модификации фразеологизмов. Тема 8. Этимологический анализ слова: определение в какой период и в каком языке возникло анализируемое слово; установление первичной мотивации слова (производящее слово – словообразовательная модель - исходное значение слова – пути и причины изменения первичной семантики и исторического морфемного состава слова). Тема 9. Этимология различных частей речи. Происхождение названий русских падежей. История падежных форм имени существительного. Происхождение полных имен прилагательных. Количество в числе. Числовая картина мира. История происхождения имени числительного. История изменений личных местоимений и возвратного местоимения себя. Следы устаревших форм местоимений в русском языке. История неопределенной формы глагола. История форм причастий и деепричастий. История наречных форм. Происхождение предлогов, союзов и частиц. Раздел 4 «Анализ синтаксических отношений слов в историческом развития языка на уровне словосочетаний и предложений» Тема 1. Синтаксис словосочетания и простого предложения. Сложные случаи разграничения слов, словосочетаний и сочетаний слов. История происхождения знаков препинания. Тема 2. Синонимичные синтаксические конструкции. Тема 3. Синтаксическая система древнерусского языка. Особенности синтаксиса падежей (трава косити и т.п.). Особенности глагольного управления. Употребление связки и личного местоимения. Особенности порядка слов. Дистантное расположение членов словосочетания. Употребление некоторых союзов для связи предложений в тексте. Дательный самостоятельный. Раздел 5 «Анализ текстовых структур письменных памятников различных исторических эпох» Тема 1. «Великое русское слово». Комплексный анализ текста. Древнерусская теория смысла. Строй древнерусского языка. Тема 2. Особенности древнерусских текстов разных жанров и эпох. Тематическое планирование Раздел / Тема Форма занятия Кол-во часов Раздел 1 «Анализ фонетического образа слова в процессе исторического развития системы языка» - 5 часов 1. История развития русского алфавита. 1 Лекция с просмотром презентации 2 2.Звуки речи. Фонетическая и артикуляционная Лекции с классификация звуков. элементами практического занятия 1 3.Фонетические старославянизмы в русском языке. Лекция с Исторические чередования звуков в русском языке. элементами практического занятия 4. Историческая и современная произносительные нормы. 1 Лекции с элементами практического занятия Раздел 2 «Анализ словообразовательных цепочек слов. Исторические процессы в структуре слова» - 6 часов 5.Морфемная структура (с современной и исторической точек 1 Лекция с зрения) различных частей речи. элементами практического занятия 6. Алгоритм словообразовательного анализа. 1 Практическое занятие 1 7. Морфемика и словообразование: словообразовательные Лекция с пары, цепочки и гнѐзда элементами практического занятия 2 8. Исторические процессы в составе слова. Исторические Практико процессы, изменившие морфемную структуру слова. ориентированные семинары 9.Основные иноязычные аффиксы. 1 Лекция с элементами практического занятия Раздел 3 «Анализ лексико-грамматического значения однокоренных слов на различных этапах исторического развития языка» - 13 часов 10. Лексическая система языка. 1 Лекция с элементами практического занятия 11. Синонимы, антонимы паронимы. 1 Сообщения учащихся 12. Лексическая омонимия. 1 Практическое занятие 2 13. Лексические средства выразительности. Тропы и фигуры Лекции с речи. элементами практического занятия 14. Лексические средства языковой игры. 1 Лингвистические игры 1 15. Исконно русская и заимствованная лексика. Основные Просмотр периоды и источники заимствования лексики. презентации, индивидуальные сообщения 2 16. Фразеология. Основные источники происхождения Просмотр фразеологизмов. презентаций, практико ориентированные семинары 17. Этимологический анализ слова 1 Лекция с элементами практического занятия 18. Этимология: этимология различных частей речи 3 Лекции с элементами практического занятия Раздел 4 «Анализ синтаксических отношений слов в историческом развития языка на уровне словосочетаний и предложений» - 6 часов 19. Синтаксис словосочетания и простого предложения. 1 Лекция 20. История происхождения знаков препинания. 1 Лекция 21. Синонимичные синтаксические конструкции. 1 Практическое занятие 22. Синтаксическая система древнерусского языка. 3 Лекции с элементами практического занятия Раздел 5 «Анализ текстовых структур письменных памятников различных исторических эпох» - 4 часа 2 23.Строй древнерусского языка. Чтение и перевод Лекции с древнерусского текста (неосложнѐнных простых элементами предложений длиной до 10 слов) практического занятия 2 24. Особенности древнерусских текстов разных жанров и Лекции с эпох. Чтение и перевод древнерусского текст элементами практического занятия Итого: 34 ч Литература 1. Водолазькая С.В. Предметная неделя русского языка в школе. Конкурсы, викторины, олимпиады. – Ростов н/Д., 2007. 2. Воробьёва О.И, Головёнкина Л.Х. Олимпиада по русскому языку: задания, результаты, выводы // РЯШ. – 1996. - № 2. – С. 46-48. 3. Вопросы и задания IV Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку // РЯШ. – 1999. - № 4. – С. 46-51; № 5. – С. 44-51. 4. Гольцова Н.Г., Копосов Л.Ф., Шамшин И.В. Материалы III областной олимпиады школьников Подмосковья по русскому языку // РЯШ. – 2002.- № 4. – С. 44-50.. 5. Журинский А.Н. Лингвистика в задачах: Условия, решения, комментарии. – М., 1995. 6. Журинский А.Н. Слово, буква, число: Обсуждение самодостаточных лингвистических задач с разбором ста образцов жанра. – М., 1993. 7. Задачи по лингвистике. – М., 1991. 8. Зайцева О.Н. Олимпиады по русскому языку. – М.,2017 9. Зализняк А.А. Лингвистические задачи // Исследования по структурной типологии. – М., 1963. 10. Лингвистические задачи / Под ред. А.А. Зализняка. – М., 1983. 11. Орг А.О. Олимпиады по русскому языку. – М., 2004.