РП электив по русскому языку 11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования Еврейской автономной области
Ленинский муниципальный район
МКОУ СОШ с. Дежнево

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Руководитель МО

заместитель директора
________________________ по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________

Попова Т.В. ________________________
Ветрова О.С.
№1 от «23» 08 2024 г.
Корякина Т.И. № 178 от «26» 08 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2051976)
Элективного курса «Русский язык»
для обучающихся 11 класса
«Русский язык: готовимся к ЕГЭ»

с. Дежнево 2024г

1

Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа элективного курса «Русский язык: готовимся к ЕГЭ» для
учащихся 11 класса рассчитана на 34 часа (34 учебные недели, 1 час в неделю). Согласно
календарному учебному графику МКОУ СОШ с. Дежнево на 2024 – 2025 учебный год она будет
реализована в объѐме 33 часов. Один час будет сокращѐн за счѐт уплотнения учебного материала.
Элективный курс «Русский язык: готовимся к ЕГЭ» для учащихся 11 класса используется в
качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 11 класса при подготовке к
единому государственному экзамену. Содержание курса опирается на знания, умения и навыки
учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы
предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование
практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даѐт учащимся 11
класса целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной
практике нормативную устную и письменную речь.
ЦЕЛИ КУРСА: освоение учащимися 11 класса норм русского литературного языка,
подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком
качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и
коммуникативных задач на ЕГЭ, а также формирование навыков пользования нормированной устной
и письменной речью в различных сферах жизни. Главная цель курса – обеспечить поддержку
освоения содержания учебного предмета «Русский язык» всеми выпускниками средней школы,
сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне,
позволяющем
и
учителю,
и
учащимся
прогнозировать положительные
результаты
выполнения экзаменационной работы с учетом способностей и языковой подготовки обучающихся.
Задачи курса:
- изучение нормативных и методических документов, материалов по организации и
проведению ЕГЭ по русскому языку;
- совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все
виды языкового анализа;
- дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач
учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
- обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении
тестовых заданий;
- освоение стилистического многообразия и практического использования художественновыразительных средств русского языка.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
элективного курса «Русский язык: готовимся к ЕГЭ» для учащихся 11 класса
Личностными результатами освоения программы элективного курса «Русский язык:
готовимся к ЕГЭ» для учащихся 11 класса являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих
способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного
образования;
2

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному
языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной
культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объѐм словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного
выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе
наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы элективного курса «Русский язык:
готовимся к ЕГЭ» для учащихся 11 класса являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
● адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
● владение разными видами чтения;
● способность извлекать информацию из различных источников;
● овладение приѐмами отбора и систематизации материала на определѐнную тему; умение вести
самостоятельный поиск информации, еѐ анализ и отбор;
● способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и
коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно
формулировать их в устной и письменной форме; способность свободно, правильно излагать свои
мысли в устной и письменной форме;
● умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
2) применение приобретѐнных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность
использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять
полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на
уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе
речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях;
овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения программы элективного курса «Русский язык:
готовимся к ЕГЭ» для учащихся 11 класса являются:
1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке
Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов
России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе
самообразования;
3) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
● адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста,
основной и дополнительной информации);
● владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим)
текстов разных стилей и жанров;
● владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приѐмами
работы с книгой, периодическими изданиями;
● способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том
числе и на электронных носителях;

3

● адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами
аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с
выборочным извлечением информации);
● умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к
определѐнной функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
● умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с
заданной степенью свѐрнутости (пересказ, план, тезисы);
● способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать
нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.),
адекватно выражать своѐ отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к
прочитанному, услышанному, увиденному;
● умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учѐтом замысла,
адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка,
доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств
в соответствии с коммуникативной задачей;
● владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с
небольшими сообщениями, докладом;
● соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических
норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование
лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;
● способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно
пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения;
● осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения еѐ
содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных
задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочѐты, исправлять их;
совершенствовать и редактировать собственные тексты;
4) усвоение основ научных знаний о родном языке;
5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и еѐ основные разделы; язык и речь,
речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения;
функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные
единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный,
словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и
предложения; анализ текста с точки зрения его содержания к определѐнным функциональным
разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств
языка;
7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую
сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
СОДЕРЖАНИЕ
элективного курса «Русский язык: готовимся к ЕГЭ» для учащихся 11 класса

Раздел 1. Введение
Знакомство с демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ 2024 года. Обучение
заполнению бланков ЕГЭ. Знакомство со сборниками КИМ, с сайтами для подготовки к ЕГЭ.
4

Раздел 2. Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей
языка
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста.
Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. Стилистический
анализ текста. Научный, официально-деловой, публицистический стили, разговорная речь, язык
художественной литературы. Их особенности.
Средства связи предложений в тексте. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от
темы, цели, адресата и ситуации общения
Лексическое значение слова: многозначность, прямое и переносное значение слова

Раздел 3. Основные орфоэпические (акцентологические) нормы современного русского
литературного языка
Орфоэпические нормы. Ошибка в постановке ударения. Орфоэпический словарь ЕГЭ.

Раздел 4. Основные лексические нормы современного русского литературного языка
Лексические нормы (употребление паронимов). Лексические нормы (употребление слова в
соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости).
Исключение и замена. Особенности сочетаемости слов. Употребление синонимов, антонимов и
омонимов. Речевая избыточность. Речевая недостаточность. Сфера употребления лексики и
стилистическая окраска.

Раздел 5. Основные грамматические (морфологические и синтаксические) нормы
современного русского литературного языка
Морфологические нормы (образование форм слова). Формы существительных (И. п.
множественного числа и Р. п. множественного числа, а также род некоторых существительных.
Степени сравнения прилагательных (сравнительная и превосходная степень). Склонение всех
разрядов числительных (сложных, составных, дробных, собирательных, порядковых) по падежам.
Склонение местоимений по падежам. Формы глаголов (повелительное наклонение, форма будущего
времени, прошедшего времени и настоящего времени). Формы образования причастий. Формы
образования деепричастий.
Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления. Построение предложения с
несогласованным приложением. Построение предложения с причастным оборотом. Построение
предложения с деепричастным оборотом. Связь между подлежащим и сказуемым. Построение
предложения с косвенной речью. Построение предложения с однородными членами. Построение
сложного предложения. Употребление падежной формы существительного и местоимения с
предлогом. Видовременная соотнесенность глагольных форм. Управление глаголов.

Раздел 6. Основные орфографические нормы современного русского литературного языка
Орфограмма. Употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих и Ц. Употребление
гласных букв О/Е (Ё) после шипящих и Ц.
Правописание корней. Безударные проверяемые гласные в корне. Безударные непроверяемые
гласные в корне. Чередующиеся гласные в корне Правописание приставок. Неизменяемые
приставки. Приставки, зависящие от глухости/звонкости последующего согласного (з и с на конце
приставок). Приставки, зависящие от значения (ПРЕ и ПРИ). Буквы Ы/И после приставок. Мягкий
(Ь) и твердый (Ъ) знаки в словах.
Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-). Суффиксы глаголов.
Правописание –ОВА-, -ЕВА-, -ЫВА-, -ИВА-, -ВА. Суффиксы глаголов неопределенной формы
5

(инфинитива). Суффиксы причастий и деепричастий прошедшего времени. Суффиксы
прилагательных. Суффиксы существительных. Суффиксы наречий О/А. Буквы О/Ё после шипящих в
суффиксах прилагательных, существительных, наречий. Правописание -Н- и -НН- в различных
частях речи.
Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание личных окончаний глаголов и
суффиксов причастий.
Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Правописание
отрицательных местоимений и наречий. Правописание служебных слов. Правописание словарных
слов. Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи. Правописание
предлогов, союзов, частиц. Правописание наречий. Правописание сложных существительных и
прилагательных. Правописание ПОЛ/ПОЛУ с существительными и прилагательными.
Орфографический анализ

Раздел 7. Основные пунктуационные нормы современного русского литературного языка
Знаки препинания между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания в простом
осложнѐнном предложении. Знаки препинания в предложении с однородными членами. Знаки
препинания при обособленных определениях. Знаки препинания при обособленных обстоятельствах.
Знаки препинания при сравнительных оборотах. Знаки препинания при уточняющих членах
предложения. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не
связанными с членами предложения. Знаки препинания при обращениях. Частицы и междометия
перед обращением. Местоимения ТЫ и ВЫ: обращение или нет? Запятая при вводных словах и
словосочетаниях. Омонимия вводных слов и членов предложения/частей речи. Знаки препинания
при прямой речи, цитировании.
Знаки препинания в сложносочинѐнном предложении. Знаки препинания в
сложноподчинѐнном предложении. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Знаки
препинания в сложном предложении с разными видами связи.
Тире в простом и сложном предложениях. Двоеточие в простом и сложном предложениях.
Пунктуационный анализ

Раздел 8. Текст как речевое произведение
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Типы
речи: повествование, рассуждение, описание. Лексическое значение слова. Синонимы (контекстный
синоним). Антонимы (контекстный антоним). Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов
по происхождению и употреблению. Прямое/переносное значение слова (метафора, метонимия,
синекдоха). Фразеологизмы. Заимствованные слова. Лексика пассивного запаса (историзмы,
архаизмы, неологизмы). Ограниченная в употреблении лексика (профессионализмы, просторечная
лексика, жаргонизмы, диалектизмы). Стилистически нейтральная, книжная, разговорная лексика.
Средства связи предложений в тексте. Союзы, частицы, местоимения, наречия, лексические
повторы, формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы (в том числе контекстные),
синтаксический параллелизм, парцелляция.

Раздел 9. Основные изобразительно- выразительные средства языка
Речь. Языковые средства выразительности. Тропы (эпитет, гипербола, литота, метафора,
метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, ирония, аллегория, символ). Синтаксические
средства (вводные слова и словосочетания, восклицательные и вопросительные предложения,
неполные предложения, обращения, сравнительные обороты, ряды однородных членов предложения,
6

риторические вопросы, риторические обращения, односоставные предложения). Приѐмы (анафора,
эпифора, антитеза, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический повтор,
цитирование, диалог, парцелляция, синтаксический параллелизм, оксюморон). Лексические средства
выразительности (синонимы, антонимы, фразеологизмы, разговорная и просторечная лексика,
книжная лексика, оценочная лексика, диалектизмы, устаревшая лексика, неологизмы, термины).
Фонетические средства (ассонанс, аллитерация, звукоподражание).
Заключение
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
элективного курса «Русский язык: готовимся к ЕГЭ» для учащихся 11 класса
№
урока

Раздел, тема урока

Количество
часов

Введение (2 ч)
1

Знакомство с демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ 2024 года

1

2

Обучение заполнению бланков ЕГЭ. Знакомство со сборниками КИМ, с
сайтами для подготовки к ЕГЭ

1

Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка (3 ч)
3
4
5

Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров
Средства связи предложений в тексте
Лексическое значение слова: многозначность, прямое и переносное значение
слова

1
1
1

Основные орфоэпические (акцентологические) нормы
современного русского литературного языка (1 ч)
6

Орфоэпические нормы (постановка ударения)

1

Основные лексические нормы современного русского литературного языка (2 ч)
7
8

Лексические нормы (употребление паронимов)
Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным
лексическим значением и требованием лексической сочетаемости).
Исключение и замена

1
1

Основные грамматические (морфологические и синтаксические)
нормы современного русского литературного языка (2 ч)
9
10

Морфологические нормы (образование форм слова)
Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления

1
1

Основные орфографические нормы современного русского литературного языка (7 ч)
11
12
13
14
15
16

Правописание корней
Правописание приставок
Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)
Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий
Правописание НЕ и НИ
Слитное, дефисное, раздельное написание слов
7

1
1
1
1
1
1

Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи

17

1

Основные пунктуационные нормы современного русского литературного языка (7 ч)
18
19
20
21
22
23
24

Знаки препинания в предложении с однородными членами
Знаки препинания в сложносочинѐнном предложении
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами
(определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями)
Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями,
грамматически не связанными с членами предложения
Знаки препинания в сложноподчинѐнном предложении
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи
Пунктуационный анализ

1
1
1
1
1
1
1

Текст как речевое произведение (4 ч)
25
26
27
28

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность
текста
Функционально-смысловые типы речи
Лексическое
значение
слова.
Синонимы.
Антонимы.
Омонимы.
Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению
Средства связи предложений в тексте

1
1
1
1

Основные изобразительно- выразительные средства языка (1 ч)
29

Речь. Языковые средства выразительности

1

Заключение (5 ч)
30-32
33
34

Решение тестовых заданий ЕГЭ
Итоговый контроль знаний (контрольная работа в форме теста ЕГЭ)
Итоговый урок

3
1
1

Приложение
к тематическому планированию элективного курса
«Русский язык: готовимся к ЕГЭ»
11 класс
№
раздела

Название раздела

Количество
часов

Модуль «Школьный урок»

1

Введение

2

Формирование
духовно
развитой
личности,
обладающей гуманистическим мировоззрением,
национальным самосознанием и общероссийским
гражданским сознанием, чувством патриотизма.

2

Лингвистический
анализ текстов
различных
функциональных
разновидностей
языка

3

1. Формирование ценностного отношения к миру и
человеку в этом мире.
2. Воспитание духовно богатой, нравственно
ориентированной личности с развитым чувством
самосознания и общероссийского гражданского
сознания.
3. Развитие морального сознания и компетентности в
8

решении моральных проблем на основе личностного
выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного
поведения,
осознанного
и
ответственного
отношения
к
собственным
поступкам.
3

Основные
орфоэпические
(акцентологические)
нормы
современного
русского
литературного
языка

1

1.
Воспитание
российской
гражданской
идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа
России.
2. Воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной.

4

Основные
лексические нормы
современного
русского
литературного
языка

2

1. Развитие эстетического сознания через освоение
художественного наследия народов России и мира,
творческой деятельности эстетического характера.
2. Воспитание умения выражать согласие или
несогласие с мнением собеседника в соответствии с
правилами ведения диалогической речи.

5

Основные
грамматические
(морфологические и
синтаксические)
нормы
современного
русского
литературного
языка

2

1. Воспитание умения осуществлять речевой
самоконтроль.
2. Формирование умения самостоятельно добывать и
хранить знания, трансформировать их.
3. Осуществление продуктивного общения в
совместной деятельности, проявление толерантности
в общении, соблюдение правил вербального и
невербального общения в конкретной речевой
ситуации.

6

Основные
орфографические
нормы
современного
русского
литературного
языка

7

1. Формирование ценностного отношения к миру и
человеку в этом мире.
2.
Формирование
навыков
самостоятельного
получения и обработки информации.
3. Формирование готовности к сотрудничеству во
время учебно-исследовательской, проектной и
информационно-познавательной деятельности.
4. Понимание ценности образования и науки, труда и
творчества для человека и общества.
5. Формирование осознанного, уважительного и
доброжелательного отношения к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции, к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира.

7

Основные
пунктуационные
нормы
современного
русского
литературного

7

1. Овладение навыками самостоятельной учебной
деятельности, самообразования.
2. Формирование осознанного, уважительного и
доброжелательного отношения к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции, к истории, культуре, религии,
9

языка

традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира.
3. Формирование готовности и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нѐм
взаимопонимания.
4. Воспитание умения выражать согласие или
несогласие с мнением собеседника в соответствии с
правилами ведения диалогической речи.

8

Текст как речевое
произведение

4

1. Формирование умения осознанно использовать
речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей
и потребностей.
2. Коммуникативно-целесообразное взаимодействие
с окружающими людьми в процессе речевого
общения, совместного выполнения какой-либо
задачи, участия в спорах, обсуждениях.
3.
Планирование
и
регулирование
своей
деятельности.
4. Формирование основ экологической культуры на
основе признания ценности жизни во всех еѐ
проявлениях и необходимости ответственного,
бережного отношения к окружающей среде.

9

Основные
изобразительновыразительные
средства языка

1

Развитие эстетического сознания через освоение
художественного наследия народов России и мира,
творческой деятельности эстетического характера.

10

Заключение

5

1. Развитие компетенций сотрудничества со
сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми
в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах
деятельности.
2. Осознание своей этнической принадлежности,
знание истории, языка, культуры своего народа,
своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества.
3. Формирование целостного мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, учитывающего
социальное,
культурное,
языковое,
духовное
многообразие современного мира.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».