МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Департамент образования Еврейской автономной области Ленинский муниципальный район МКОУ СОШ с. Дежнево РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО Руководитель МО заместитель директора ________________________ по УВР УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ Попова Т.В. ________________________ Ветрова О.С. №1 от «23» 08 2024 г. №178 от «26» 08 2024 г. Корякина Т.И. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 2051976) Элективного курса «Русский язык» для обучающихся 10 класса «Подготовка к ЕГЭ» с. Дежнево 2024год Пояснительная записка 1.Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Подготовка к ЕГЭ» для 10 класса составлена на основе программы «Русский язык» под редакцией А. И Власенкова, Л. М. Рыбченковой – М: Просвещение, 2018, утвержденной Министерством образования и науки РФ. Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает элективные занятия в 10 классе 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год. 2.Цель элективного курса Подготовить обучающихся к успешной сдаче ЕГЭ Обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития Задачи курса: 1) обобщить и повторить полученные знания по основным разделам русского языка за курс 5-10 классов; 2) закрепить орфографические и пунктуационные навыки; 3) сформировать умения правильно работать с тестами; 4) активизировать внимание обучающихся к собственной письменной речи; 5) формировать навыки работы над сочинением 6) учить писать сочинения по тексту; 7) практически и психологически подготовить обучающихся к сдаче государственной итоговой аттестации. 3.Общая характеристика элективного курса Учебный предмет «русский язык» в современной школе имеет познавательнопрактическую направленность, т.е он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Элективный курс как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Данный элективный курс позволяет восполнить пропущенный или забытый материал. Причѐм все темы занятий носят относительно самостоятельный характер, что позволяет учащимся включаться в работу с любой темы (остальные восполнять на индивидуальных консультациях).Элективный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку выпускников к сдаче ЕГЭ.На элективных занятиях предполагается уделять большое внимание развитию речи учащихся, развитию навыков и умений самостоятельного анализа предложенного текста. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Этому будут способствовать занятия элективного курса. 4. Описание места элективного курса Элективный курс русского языка рассчитан на 34 часа. В 11- м классе на изучение курса отводится 1 час в неделю, 34 учебных недели. Из них на проведение контрольных работ – 4 часа 5. Ценностные ориентиры содержания элективного курса Элективный курс рассчитан на учащихся 10-го класса общеобразовательной школы. Он дополняет программу русского языка 5-10 классов, корректирует ее в соответствии с требованиями и моделями заданий ЕГЭ. Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Программа курса рассчитана на 34 часа, из них на развитие речи отводится 8 часов, на систематизацию языковых знаний – 26 часов. Темы элективного курса соотносятся как с основными разделами школьной программы изучения русского языка, так и с заданиями контрольно-измерительных материалов ЕГЭ. На занятиях курса предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки). Учащиеся 11 классов недостаточно владеют как теоретическими знаниями, так и практическими навыками, поэтому на занятиях предусмотрено повторение орфографии и пунктуации, кроме этого несколько часов отведено на разбор различных видов ошибок: грамматических, речевых и фактических. Особое внимание уделяется подготовке к ЕГЭ учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование тестирования, изложения (подробного и сжатого) и сочинения. 6. Результаты изучения курса Программа обеспечивает достижение выпускниками основного общего образования следующих личностных, метапредметных и предметных результатов: Личностные результаты 1. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. 2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 3. Развитие самостоятельности и личностной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. 4. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 1. 2. 3. 4. Метапредметные результаты Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. Использование знаково-символических средств представления информации. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. 5. 6. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык». Предметные результаты применять знания о языке в практике правописания, при анализе языковых единиц и явлений, при создании собственного текста; понимать и интерпретировать текст; создавать связное высказывание, выражая в нѐм собственное мнение по поводу прочитанного текста; аргументировать своѐ мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт. Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ» имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 10 классе. Цели и задачи курса: обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку, необходимый для сдачи экзамена в формате ЕГЭ; подготовить учеников к экзамену по русскому языку в формате ЕГЭ: (частьI ); формировать умение создавать собственный текст о тексте (сочинение уровня С). 7.Содержание тем учебного курса Основное содержание курса представлено следующими разделами: Введение – 1ч Задание 1-й части 22 ч. Подготовка к сочинению – 8ч Комплексная подготовка к ЕГЭ -3ч 8.Календарно -тематическое планирование Раздел программы 1. Введение 2. Задания первой части Тема 34 часа Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ. Задание 1. Главная информация текста Задания 2. Средства связи предложений в тексте 1 Задания 3. Лексическое значение слова 1 Задания 4. Ударение в слове 1 Задания 5-6. Паронимы Задания 7. Синтаксические нормы. Нормы согласования. 1 1 1 1 Да та пл ан Да та фа кт Нормы управления 3. Подготовка к сочинению Задания 8. Правописание корней 1 Задания 9. Правописание приставок 1 Задания 10. Правописание суффиксов (кроме -Н-/-НН-) 1 Задания 11. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий 1 Задания 12. Правописание НЕ и НИ 1 Задания 13. Слитное, дефисное, раздельное написание слов 1 Задание 14. Правописание Н, НН в разных частях речи Задания 15. Знаки препинания в сложносочиненном предложении и в предложении с однородными членами 1 1 Задания 16. Пунктуация в предложениях с обособленными членами 1 Задания 17. Пунктуация при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения 1 Задания 18. Пунктуация в сложноподчиненном предложении 1 Задания 19. Пунктуация в сложных предложениях с разными видами связи 1 Задание 20. Смысловая и композиционная целостность текста 1 Задания 21. Типы речи 1 Задания 22. Лексическое значение слова Задания 23. Средства связи предложений в тексте 1 Задание 24. Средства выразительности 1 Постановка проблемы. Виды комментария к проблеме Выявление и формулировка авторской позиции. Способы аргументации собственного мнения. Композиция сочинения. 1 1 1 1 1 4.Комплексная подготовка к ЕГЭ Практикум по написанию сочинения. 3 Тренинг в формате ЕГЭ. Коррекция 3 9. Планируемые результаты изучения элективного курса русского языка в 10 классе Ученики должны иметь представление о структуре экзаменационной работы, кодификаторе и спецификации ЕГЭ по русскому языку; знать сведения о языке, соответствующие государственным программам и Обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования по предмету; содержание заданий ЕГЭ; уметь применять знания о языке в практике правописания, при анализе языковых единиц и явлений, при создании собственного текста; оценивать высказывания с точки зрения соблюдения языковых норм; понимать и интерпретировать текст; создавать связное высказывание, выражая в нѐм собственное мнение по поводу прочитанного текста; аргументировать своѐ мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт. 10.Учебно-мтодическое и материально-техническое обеспечение 8.Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Программа по русскому языку для 10-11 классов Общеобразовательных учреждений под редакцией А.И.Власенкова, Л.М. Рыбченковой, 2018 Учебники Русский язык 10-11класс, под.редА.И.Власенков,,Л.М.Рыбченко ва.-М.: Просвещение, 2018 г. Шаг за шагом к ЕГЭ по русскому языку: рабочая тетрадь, 10-11 классы / авт.-сост. М.М. Казбек-Казиева. – 2е изд., переработ.- М.: ВАКО, 2017. Рабочие тетради Тестовые задания для подготовки к ЕГЭ Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/ Примечание В программе определены цели и задачи курса «Русский язык», основное содержание курса, рассмотрены подходы к структурированию материала. В учебнике представлен материал, соответствующий программе и позволяющий сформировать систему знаний, необходимых для продолжения изучения математики ( или другого предмета, указать), представлена система учебных задач (заданий) на отработку УУД, на развитие логического мышления, и т. п. Рабочие тетради сориентированы на вычленение и тщательную отработку наиболее существенных элементов содержания учебника. В них содержатся задания, которые обучающиеся должны выполнить в течение учебного года. Проверочные работы Егораева Г.Т., Ерохина Е.Л. Русский язык. Государственная итоговая аттестация (в новой форме) Практикум 11 класс в комплекте: 15шт (один на парту). * ЕГЭ-2015 . Русский язык: сборник Пособия содержат тесты для самостоятельных и проверочных работ с учетом уровня сложности. Тесты обеспечивают итоговую самопроверку знаний по всем изученным темам. экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ ФИПИ авторы составители: И.П. Цыбулько, В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, А.Ю. Бисеров, Ю.Н. Гостева, В.В. Львов, И.Б. Маслова, Н.В. Соколова – М.: Эксмо, 2015. Методические пособия Н.А.Сенина Русский язык подготовка к ЕГЭ-2015 Ростов –на- Дону: Легион, 2014 Поурочные разработки Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку 11 класс,- М.: ВАКО,2013 В методических пособиях представлены поурочные разработки по курсу «Русский язык». В пособии даны разъяснения к трудным темам курса, приведены инструктивные карточки для самостоятельной работы, примерные вопросы для проведения бесед. Определен объем домашней работы с указанием заданий. В пособии представлены разработки уроков и методические рекомендации к ним. Раскрываются методические приемы, обеспечивающие развитие умений принимать учебные цели, следовать им, действовать по плану, контролировать процесс и оценивать результаты своей деятельности. Таблицы построены в контексте методической системы учебника. Имеют следующие назначения: - информационно-обобщающие; - проблемно-аналитические; - информационно-справочные и другие. Демонстрационные материалы Памятки (папки) по русскому языку 15 шт Памятки (папки) «Подготовка к ЕГЭ »- 15 шт Орфографический словарь, под.ред. Баранова – 15 шт. Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р. И. Аванесова. — М., 1988. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов / Под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. — 24-е изд., испр.. — М.: Оникс, Мир и Образование, 2007. Компьютерные и информационно- Электронные приложения дополняют и коммуникативные средства Презентации к урокам – 30 Технические средства обучения Компьютер Проектор обогащают материал учебника мультимедийными объектами, видеоматериалами, справочной информацией, проверочными тестами разных уровней сложности.