МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования Еврейской автономной области
Ленинский муниципальный район
МКОУ СОШ с. Дежнево
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
Руководитель МО
заместитель директора
________________________ по УВР
УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
Попова Т.В. ________________________
Ветрова О.С.
№1 от «23» 08 2024 г.
№178
от
«26»
08
2024 г.
Корякина Т.И.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2051976)
Элективного курса «Русский язык»
для обучающихся 10 класса
«Подготовка к ЕГЭ»
с. Дежнево 2024год
Пояснительная записка
1.Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Подготовка к ЕГЭ»
для 10 класса составлена на основе программы «Русский язык» под редакцией А. И
Власенкова, Л. М. Рыбченковой – М: Просвещение, 2018, утвержденной
Министерством образования и науки РФ. Программа определяет общую стратегию
обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии
с целями изучения русского языка.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской
Федерации предусматривает элективные занятия в 10 классе 1 час в неделю, что
составляет 34 часа в год.
2.Цель элективного курса
Подготовить обучающихся к успешной сдаче ЕГЭ
Обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на
основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания,
профессионально-трудового выбора, личностного развития
Задачи курса:
1) обобщить и повторить полученные знания по основным разделам русского языка за
курс 5-10 классов;
2) закрепить орфографические и пунктуационные навыки;
3) сформировать умения правильно работать с тестами;
4) активизировать внимание обучающихся к собственной письменной речи;
5) формировать навыки работы над сочинением
6) учить писать сочинения по тексту;
7) практически и психологически подготовить обучающихся к сдаче
государственной итоговой аттестации.
3.Общая характеристика элективного курса
Учебный предмет «русский язык» в современной школе имеет познавательнопрактическую направленность, т.е он дает учащимся знания о родном языке и формирует
у них языковые и речевые умения.
Элективный курс как средство познания действительности обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное
мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной
деятельности, самообразования и самореализации личности.
Данный элективный курс позволяет восполнить пропущенный или забытый материал.
Причѐм все темы занятий носят относительно самостоятельный характер, что позволяет
учащимся включаться в работу с любой темы (остальные восполнять на индивидуальных
консультациях).Элективный курс непосредственно связан с программой по русскому
языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения,
полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить
пробелы в знаниях, нацелен на подготовку выпускников к сдаче ЕГЭ.На элективных
занятиях предполагается уделять большое внимание развитию речи учащихся, развитию
навыков и умений самостоятельного анализа предложенного текста.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе
коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом
определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его
социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Этому будут
способствовать занятия элективного курса.
4. Описание места элективного курса
Элективный курс русского языка рассчитан на 34 часа. В 11- м классе на изучение
курса отводится 1 час в неделю, 34 учебных недели. Из них на проведение
контрольных работ – 4 часа
5. Ценностные ориентиры содержания элективного курса
Элективный курс рассчитан на учащихся 10-го класса общеобразовательной школы. Он
дополняет программу русского языка 5-10 классов, корректирует ее в соответствии с
требованиями и моделями заданий ЕГЭ. Данный курс обеспечивает понимание системы
знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование
речевой культуры.
Программа курса рассчитана на 34 часа, из них на развитие речи отводится 8 часов, на
систематизацию языковых знаний – 26 часов.
Темы элективного курса соотносятся как с основными разделами школьной
программы изучения русского языка, так и с заданиями контрольно-измерительных
материалов ЕГЭ.
На занятиях курса предусматривается теоретическая часть (повторение правил,
изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и
практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать
языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания
орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Учащиеся 11 классов недостаточно владеют как теоретическими знаниями, так и
практическими навыками, поэтому на занятиях предусмотрено повторение орфографии и
пунктуации, кроме этого несколько часов отведено на разбор различных видов ошибок:
грамматических, речевых и фактических. Особое внимание уделяется подготовке к ЕГЭ
учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все
более широкое использование тестирования, изложения (подробного и сжатого) и
сочинения.
6. Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками основного общего
образования следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты
1.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
2.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения.
3.
Развитие самостоятельности и личностной ответственности за свои поступки, в
том числе и информационной деятельности, на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
4.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
1.
2.
3.
4.
Метапредметные результаты
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления.
Использование знаково-символических средств представления информации.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора,
обработки, анализа, организации и передачи информации.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям.
5.
6.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с
содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
применять знания о языке в практике правописания, при анализе языковых единиц
и явлений, при создании собственного текста;
понимать и интерпретировать текст;
создавать связное высказывание, выражая в нѐм собственное мнение по поводу
прочитанного текста;
аргументировать своѐ мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт.
Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ» имеет практическую направленность и служит
дополнением к основному курсу русского языка в 10 классе.
Цели и задачи курса:
обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку,
необходимый для сдачи экзамена в формате ЕГЭ;
подготовить учеников к экзамену по русскому языку в формате ЕГЭ: (частьI );
формировать умение создавать собственный текст о тексте (сочинение уровня С).
7.Содержание тем учебного курса
Основное содержание курса представлено следующими разделами:
Введение – 1ч
Задание 1-й части 22 ч.
Подготовка к сочинению – 8ч
Комплексная подготовка к ЕГЭ -3ч
8.Календарно -тематическое планирование
Раздел
программы
1. Введение
2. Задания
первой части
Тема
34
часа
Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с демоверсией,
кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению
бланков ЕГЭ.
Задание 1. Главная информация текста
Задания 2. Средства связи предложений в тексте
1
Задания 3. Лексическое значение слова
1
Задания 4. Ударение в слове
1
Задания 5-6. Паронимы
Задания 7. Синтаксические нормы. Нормы согласования.
1
1
1
1
Да
та
пл
ан
Да
та
фа
кт
Нормы управления
3. Подготовка
к сочинению
Задания 8. Правописание корней
1
Задания 9. Правописание приставок
1
Задания 10. Правописание суффиксов (кроме -Н-/-НН-)
1
Задания 11. Правописание личных окончаний глаголов
и суффиксов причастий
1
Задания 12. Правописание НЕ и НИ
1
Задания 13. Слитное, дефисное, раздельное написание слов
1
Задание 14. Правописание Н, НН в разных частях речи
Задания 15. Знаки препинания в сложносочиненном предложении
и в предложении с однородными членами
1
1
Задания 16. Пунктуация в предложениях с обособленными
членами
1
Задания 17. Пунктуация при словах и конструкциях,
не связанных с членами предложения
1
Задания 18. Пунктуация в сложноподчиненном предложении
1
Задания 19. Пунктуация в сложных предложениях
с разными видами связи
1
Задание 20. Смысловая и композиционная целостность текста
1
Задания 21. Типы речи
1
Задания 22. Лексическое значение слова
Задания 23. Средства связи предложений в тексте
1
Задание 24. Средства выразительности
1
Постановка проблемы.
Виды комментария к проблеме
Выявление и формулировка авторской позиции.
Способы аргументации собственного мнения.
Композиция сочинения.
1
1
1
1
1
4.Комплексная
подготовка к
ЕГЭ
Практикум по написанию сочинения.
3
Тренинг в формате ЕГЭ. Коррекция
3
9. Планируемые результаты изучения элективного курса русского языка
в 10 классе
Ученики должны иметь представление
о структуре экзаменационной работы, кодификаторе и спецификации ЕГЭ по русскому
языку;
знать
сведения о языке, соответствующие государственным программам и
Обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования по
предмету;
содержание заданий ЕГЭ;
уметь
применять знания о языке в практике правописания, при анализе языковых единиц
и явлений, при создании собственного текста;
оценивать высказывания с точки зрения соблюдения языковых норм;
понимать и интерпретировать текст;
создавать связное высказывание, выражая в нѐм собственное мнение по поводу
прочитанного текста;
аргументировать своѐ мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт.
10.Учебно-мтодическое и материально-техническое обеспечение
8.Наименование объектов и средств
материально-технического обеспечения
Программа по русскому языку для 10-11
классов Общеобразовательных учреждений
под редакцией А.И.Власенкова, Л.М.
Рыбченковой, 2018
Учебники
Русский
язык
10-11класс,
под.редА.И.Власенков,,Л.М.Рыбченко
ва.-М.: Просвещение, 2018 г.
Шаг за шагом к ЕГЭ по русскому
языку: рабочая тетрадь, 10-11 классы
/ авт.-сост. М.М. Казбек-Казиева. – 2е изд., переработ.- М.: ВАКО, 2017.
Рабочие тетради
Тестовые задания для подготовки к
ЕГЭ
Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/
Примечание
В программе определены цели и задачи курса
«Русский язык», основное содержание курса,
рассмотрены подходы к структурированию
материала.
В
учебнике
представлен
материал,
соответствующий
программе
и
позволяющий сформировать систему знаний,
необходимых для продолжения изучения
математики ( или другого предмета, указать),
представлена
система
учебных
задач
(заданий) на отработку УУД, на развитие
логического мышления, и т. п.
Рабочие
тетради
сориентированы
на
вычленение и
тщательную
отработку
наиболее
существенных
элементов
содержания учебника. В них содержатся
задания, которые обучающиеся должны
выполнить в течение учебного года.
Проверочные работы
Егораева Г.Т., Ерохина Е.Л. Русский
язык.
Государственная
итоговая
аттестация
(в
новой
форме)
Практикум 11 класс
в комплекте: 15шт (один на парту).
* ЕГЭ-2015 . Русский язык: сборник
Пособия
содержат
тесты
для
самостоятельных и проверочных работ с
учетом
уровня
сложности.
Тесты
обеспечивают
итоговую
самопроверку
знаний по всем изученным темам.
экзаменационных заданий. Федеральный
банк экзаменационных материалов/ ФИПИ
авторы составители: И.П. Цыбулько, В.И.
Капинос, Л.И. Пучкова, А.Ю. Бисеров, Ю.Н.
Гостева, В.В. Львов, И.Б. Маслова, Н.В.
Соколова – М.: Эксмо, 2015.
Методические пособия
Н.А.Сенина Русский язык подготовка к
ЕГЭ-2015 Ростов –на- Дону: Легион,
2014
Поурочные разработки
Егорова Н.В. Поурочные разработки
по русскому языку 11 класс,- М.:
ВАКО,2013
В методических пособиях представлены
поурочные разработки по курсу «Русский
язык».
В пособии даны разъяснения к
трудным
темам
курса,
приведены
инструктивные
карточки
для
самостоятельной
работы,
примерные
вопросы для проведения бесед. Определен
объем домашней работы с указанием
заданий.
В пособии представлены разработки уроков и
методические
рекомендации
к
ним.
Раскрываются
методические
приемы,
обеспечивающие
развитие
умений
принимать учебные цели, следовать им,
действовать по плану, контролировать
процесс и оценивать результаты своей
деятельности.
Таблицы
построены
в
контексте
методической системы учебника. Имеют
следующие назначения:
- информационно-обобщающие;
- проблемно-аналитические;
- информационно-справочные и другие.
Демонстрационные материалы
Памятки (папки) по русскому языку
15 шт
Памятки (папки) «Подготовка к ЕГЭ
»- 15 шт
Орфографический словарь, под.ред.
Баранова – 15 шт.
Орфоэпический словарь русского
языка:
произношение,
ударение,
грамматические формы / Под ред. Р.
И. Аванесова. — М., 1988.
Ожегов С. И. Словарь русского
языка: Ок. 53 000 слов / Под общ. ред.
проф. Л. И. Скворцова. — 24-е изд.,
испр.. — М.:
Оникс,
Мир
и
Образование, 2007.
Компьютерные
и
информационно- Электронные приложения дополняют и
коммуникативные средства
Презентации к урокам – 30
Технические средства обучения
Компьютер
Проектор
обогащают материал учебника
мультимедийными объектами,
видеоматериалами, справочной
информацией, проверочными тестами разных
уровней сложности.