МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Департамент образования Еврейской автономной области Муниципальное образование "Ленинский муниципальный район" МКОУ СОШ с. Дежнево СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР РАССМОТРЕНО ШМО «Поиск» Корякина Т.И. Попова Т.В. Протокол №1 от "23" 08 2024 г. УТВЕРЖДЕНО Директор Ветрова О.С Протокол №1 Приказ №178 от "23" 08 2024 г. от "26" августа 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5-6 классов с.Дежнево 2024 г ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»(далее — ОДНКНР) для 5-6 классов образовательных организаций составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) (утверждѐн приказом Министерства просвещения Российской Федерации т 31 мая 2021 г. № 287); требованиями к результатам освоения программы основного общего образования (личностным,метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) дляосновного общего образования. В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, а также учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на ступени основного общего образования, необходимость формирования межпредметных связей. Также в программе учитывается, что данная дисциплина носит культурологический и воспитательный характер, что позволяет утверждать, что именно духовно-нравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей — важнейшийрезультат обучения ОДНКНР. Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой частикультурного и исторического наследия народов России — один из ключевых национальных приоритетов Российской Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации и развитию российского общества, формированию гражданской идентичности у подрастающих поколений. Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, пункт 91), к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Именно традиционныероссийские духовнонравственные ценности объединяют Россию как многонациональное и многоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о гражданской идентичности какключевом ориентире духовно-нравственного развития обучающихся. Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны, который формируется с учѐтом национальных и стратегических приоритетов российского общества, культурно-исторических традиций всех народов России, духовно-нравственных ценностей, присущихей на протяжении всей еѐ истории. В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность систематизировать, расширять и углублять полученные в рамках общественно-научных дисциплин знания и представления о структуре и закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем роднойстраны, находить в истории российского общества существенные связи с традиционной духовно-нравственной культурой России, определять свою идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной общности, гражданина страны с опорой на традиционные духовно- нравственные ценности. Не менее важно отметить, что данный курс формируется и преподаѐтся в соответствии с принципами культурологичности и культуросообразности, научности содержания и подхода к отборуинформации, соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии. В процессе изучения курса обучающиеся получают представление о существенных взаимосвязях между материальной и духовной культурой, обусловленности культурных реалий современного общества его духовнонравственным обликом. Изучаются основные компоненты культуры, еѐ специфические инструменты самопрезентации, исторические и современные особенности духовно-нравственного развития народов России. Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичностиличности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти. Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом как многонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех законами, общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) на микроуровне (собственнаяидентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных традиций, этнической и религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как личность). Принцип культурологичности в преподавании означает важность культурологического, а не конфессионального подхода, отсутствие культурной, этнической, религиозной ангажированности всодержании предмета и его смысловых акцентах. Принцип научности подходов и содержания в преподавании данной дисциплины означает важность терминологического единства, необходимость освоения основных научных подходов к рассмотрениюкультуры и усвоению научной терминологии для понимания культурообразующих элементов и формирования познавательного интереса к этнокультурным и религиозным феноменам. Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии включает отбор тем и содержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего развития, когнитивным способностям исоциальным потребностям обучающихся, содержанию гуманитарных и общественно-научных учебных предметов. Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской гражданской идентичностиобучающихся в процессе изучения курса предметной области ОДНКНР включает осознание важностинаднационального и надконфессионального гражданского единства народов России как основополагающего элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине. Данный принцип должен быть реализован через поиск объединяющих черт в духовнонравственной жизни народов России, их культуре, религии и историческом развитии. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНОНРАВСТВЕННОЙКУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» Целями изучения учебного курса являются: — формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного сосуществования народов, религий, национальных культур; — создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации; — формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями другихкультур и мировоззрений; — идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного, исторического и цивилизационного развития страны. Цели курса определяют следующие задачи: — овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для формирования гражданской идентичности обучающегося; — приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как основополагающих элементах духовной культуры современного общества; — развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству и материнству; — становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной культурной идентичности; — формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства, музыки; — обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов; — воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и культурному наследию народов России; — содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей; — формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской идентичности для процветания общества в целом. Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит значительныйвклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя: — расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении основ религиозной культуры и светской этики, окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной школы; — углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов России, их роли в развитии современного общества; — формированию основ морали и нравственности, воплощѐнных в семейных, этнокультурных и религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед обществом и государством; — воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего народа и других народов России, толерантному отношению к людям другой культуры, умению принимать и ценить ценности других культур, находить в них общее и особенное, черты,способствующие взаимному обогащению культур; — пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения, способности к сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска общих культурных стратегий и идеалов; — осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей, проявляющейся в преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов над потребительскими и эгоистическими; — раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества, объединяющих светскость и духовность; — формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих развитию общества в целом; — получению научных представлений о культуре и еѐ функциях, особенностях взаимодействия с социальными институтами, а, следовательно, способности их применять в анализе и изучении социально-культурных явлений в истории и культуре России и современном обществе, давать нравственные оценки поступков и событий на основе осознания главенствующей роли духовнонравственных ценностей в социальных и культурно-исторических процессах; — развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе, использовании и структурировании информации, а также возможностей для активной самостоятельной познавательной деятельности. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫНАРОДОВ РОССИИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Учебный курс "Основы духовно-нравственной культуры народов России" изучается в 5 и 6 классах неменее одного часа в неделю: 5 класс – 34 часа, 6 класс – 34 часа. 1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» 5 КЛАСС (34 ч) Тематический блок 1. «Россия – наш общий дом» Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»? Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество. Традиционные ценностии ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер морали и нравственности. Русский язык и единое культурное пространство. Риски и угрозы духовно-нравственной культуры народов России. Тема 2. Наш дом — Россия. Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской Федерации. Россиякак общий дом. Дружба народов. Тема 3. Язык и история. Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент культуры.Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь. Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей. Русский язык — основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов Россиив его развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального общения. Важность общего языка для всех народов России. Возможности, которые даѐт русский язык. Тема 5. Истоки родной культуры. Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества. Многообразие культур иего причины. Единство культурного пространства России. Тема 6. Материальная культура. Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь междуматериальной культурой и духовно-нравственными ценностями общества. Тема 7. Духовная культура. Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность. Мораль, нравственность, ценности.Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная культура как реализация ценностей. Тема 8. Культура и религия. Религия и культура. Что такое религия, еѐ роль в жизни общества и человека. Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России. Тема 9. Культура и образование. Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний. Образование как ключ ксоциализации и духовно-нравственному развитию человека. Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие). Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком? Знание о культуренародов России. Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности» Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей. Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь сиротамкак духовнонравственный долг человека. Тема 12. Родина начинается с семьи. История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина и семья?Что такое Родина и Отечество? Тема 13. Традиции семейного воспитания в России. Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание как трансляция ценностей. Тема 14. Образ семьи в культуре народов России. Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т.д.) о семье и семейныхобязанностях. Семья в литературе и произведениях разных видов искусства. Тема 15. Труд в истории семьи. Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда. Роль нравственных норм в благополучиисемьи. Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие). Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др.). Семейное древо.Семейные традиции. Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности» Тема 17. Личность — общество — культура. Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества. Связь междуобществом и культурой как реализация духовно-нравственных ценностей. Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры. Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы культур. Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности, как реализации. Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности. Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь,дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким. Тематический блок 4. «Культурное единство России» Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность. Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа, государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость еѐ фальсификации. Преемственностьпоколений. Тема 21. Литература как язык культуры. Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману. Зачем нужнылитературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность. Тема 22. Взаимовлияние культур. Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен ценностными установками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации как способ формирования общихдуховно-нравственных ценностей. Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа. Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений,единство народов России. Тема 24. Регионы России: культурное многообразие. Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион уникален. МалаяРодина — часть общего Отечества. Тема 25. Праздники в культуре народов России. Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России. Народныепраздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных идеалов. Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России. Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные. Культура как память. Музеи. Храмы. Дворцы. Исторические здания как свидетели истории. Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России. Тема 27. Музыкальная культура народов России. Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения эмоциональных связей междулюдьми. Народные инструменты. История народа в его музыке и инструментах. Тема 28. Изобразительное искусство народов России. Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика. Выдающиеся художники разныхнародов России. Тема 29. Фольклор и литература народов России. Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его ценностей,морали и нравственности. Национальная литература. Богатство культуры народа в его литературе. Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие). Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованиемразнообразного зрительного ряда и других источников. Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие). География культур России. Россия как культурная карта. Описание регионов в соответствии с ихособенностями. Тема 32. Единство страны — залог будущего России. Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций, единыедуховнонравственные ценности народов России. 6 КЛАСС (34 ч) Тематический блок 1. «Культура как социальность» Тема 1. Мир культуры: его структура. Культура как форма социального взаимодействия. Связь между миром материальной культуры и социальной структурой общества. Расстояние и образ жизни людей. Научно-технический прогресс как один из источников формирования социального облика общества. Тема 2. Культура России: многообразие регионов. Территория России. Народы, живущие в ней. Проблемы культурного взаимодействия в обществе с многообразием культур. Сохранение и поддержка принципов толерантности и уважения ко всем культурам народов России. Тема 3. История быта как история культуры. Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность народов России в разные исторические периоды. Многообразие культурных укладов как результат исторического развития народов России. Тема 4. Прогресс: технический и социальный. Производительность труда. Разделение труда. Обслуживающий и производящий труд. Домашний труд и его механизация. Что такое технологии и как они влияют на культуру и ценности общества? Тема 5. Образование в культуре народов России. Представление об основных этапах в истории образования. Ценность знания. Социальная обусловленность различных видов образования. Важность образования для современного мира. Образование как трансляция культурных смыслов, как способ передачи ценностей. Тема 6. Права и обязанности человека. Права и обязанности человека в культурной традиции народов России. Права и свободы человека и гражданина, обозначенные в Конституции Российской Федерации. Тема 7. Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие. Мир религий в истории. Религии народов России сегодня. Государствообразующие и традиционные религии как источник духовно-нравственных ценностей. Тема 8. Современный мир: самое важное (практическое занятие). Современное общество: его портрет. Проект: описание самых важных черт современного общества с точки зрения материальной и духовной культуры народов России. Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре» Тема 9. Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал человека. Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России. Право и равенство в правах. Свобода как ценность. Долг как еѐ ограничение. Общество как регулятор свободы. Свойства и качества человека, его образ в культуре народов России, единство человеческих качеств. Единство духовной жизни. Тема 10. Взросление человека в культуре народов России. Социальное измерение человека. Детство, взросление, зрелость, пожилой возраст. Проблема одиночества. Необходимость развития во взаимодействии с другими людьми. Самостоятельность как ценность. Тема 11. Религия как источник нравственности. Религия как источник нравственности и гуманистического мышления. Нравственный идеал человека в традиционных религиях. Современное общество и религиозный идеал человека. Тема 12. Наука как источник знания о человеке и человеческом. Гуманитарное знание и его особенности. Культура как самопознание. Этика. Эстетика. Право в контексте духовно-нравственных ценностей. Тема 13. Этика и нравственность как категории духовной культуры. Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни. Что значит быть нравственным. Почему нравственность важна? Тема 14. Самопознание (практическое занятие). Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю. Как устроена моя жизнь. Выполнение проекта. Тематический блок 3. «Человек как член общества» Тема 15. Труд делает человека человеком. Что такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость. Безделье, лень, тунеядство. Трудолюбие, подвиг труда, ответственность. Общественная оценка труда. Тема 16. Подвиг: как узнать героя? Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на войне. Подвиг в мирное время. Милосердие, взаимопомощь. Тема 17. Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние. Человек в социальном измерении. Дружба, предательство. Коллектив. Личные границы Этика предпринимательства. Социальная помощь. Тема 18. Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственного самосознания. Бедность. Инвалидность. Асоциальная семья. Сиротство. Отражение этих явлений в культуре общества. Тема 19. Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений. Милосердие. Взаимопомощь. Социальное служение. Благотворительность. Волонтѐрство. Общественные блага. Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовно-нравственной культуры народов России. Гуманизм. Истоки гуманистического мышления. Философия гуманизма. Проявления гуманизма в историко-культурном наследии народов России. Тема 21. Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного облика общества. Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский, социальный работник. Духовнонравственные качества, необходимые представителям этих профессий. Тема 22. Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг. Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учѐные, педагоги. Важность меценатства для духовно-нравственного развития личности самого мецената и общества в целом. Тема 23. Выдающиеся учѐные России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества. Учѐные России. Почему важно помнить историю науки. Вклад науки в благополучие страны. Важность морали и нравственности в науке, в деятельности учѐных. Тема 24. Моя профессия (практическое занятие). Труд как самореализация, как вклад в общество. Рассказ о своей будущей профессии. Тематический блок 4. «Родина и патриотизм» Тема 25. Гражданин. Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека гражданином. Нравственные качества гражданина. Тема 26. Патриотизм. Патриотизм. Толерантность. Уважение к другим народам и их истории. Важность патриотизма. Тема 27. Защита Родины: подвиг или долг? Война и мир. Роль знания в защите Родины. Долг гражданина перед обществом. Военные подвиги. Честь. Доблесть. Тема 28. Государство. Россия — наша Родина. Государство как объединяющее начало. Социальная сторона права и государства. Что такое закон. Что такое Родина? Что такое государство? Необходимость быть гражданином. Российская гражданская идентичность. Тема 29. Гражданская идентичность (практическое занятие). Какими качествами должен обладать человек как гражданин. Тема 30. Моя школа и мой класс (практическое занятие). Портрет школы или класса через добрые дела. Тема 31. Человек: какой он? (практическое занятие). Человек. Его образы в культуре. Духовность и нравственность как важнейшие качества человека. Тема32. Человек и культура (проект). Тема 33-34. Итоговый проект: «Что значит быть человеком?». ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целевых установоки ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы. Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательнойдеятельности. Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позицииличности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. 1. Патриотическое воспитание Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российскойгражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через представления об исторической роли культур народовРоссии, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской государственности. 2. Гражданское воспитание Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России,готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию. 3. Ценности познавательной деятельности Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развитиянауки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению ипознанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию. 4. Духовно-нравственное воспитание Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира;освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем наоснове личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность наих основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении. Метапредметные результаты Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися межпредметныхпонятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учѐтом назначения информации и еѐ аудитории. 1. Познавательные универсальные учебные действия Познавательные универсальные учебные действия включают: — умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД); — умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаково- символические / моделирование); — смысловое чтение; — развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. 2. Коммуникативные универсальные учебные действия Коммуникативные универсальные учебные действия включают: — умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение (учебное сотрудничество); — умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация); — формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ-компетентность). 3. Регулятивные универсальные учебные действия Регулятивные универсальные учебные действия включают: — умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (целеполагание); — умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование); — умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией(контроль и коррекция); — умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения (оценка); — владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности. Предметные результаты Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию иприменению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов всего контрольные работы практическ иеработы Дата изучения Виды деятельности Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом» 1.1. Зачем изучать курс «Основы духовнонравственной культуры народов России»? 1 0 0 03.09.2024 формировать представление об особенностях курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»; слушать и понимать объяснения учителя по теме урока; вести самостоятельную работу с учебником; Устный опрос http://www.edu.ru л http://www.school.edu.ru www.patriarchia.ru 1.2. Наш дом — Россия 2 0 0 08.09.2024 слушать и понимать объяснения учителя по теме урока; формировать представление о необходимости и важности межнационального и межрелигиозного сотрудничества, взаимодействия; Устный опрос http://www.edu.ru л http://www.school.edu.ru www.patriarchia.ru 1.3. Язык и история 1 0 0 15.09.2024 формировать представления о языке как носителе духовно-нравственных смыслов культуры; понимать особенности коммуникативной роли языка; слушать и анализировать выступления одноклассников, отбирать и сравнивать учебный материал по нескольким источникам; Устный опрос http://www.edu.ru л http://www.school.edu.ru www.patriarchia.ru 1.4. Русский язык — язык общения и язык возможностей 1 0 0 22.09.2024 формировать представление о русском языке как языке межнационального общения; слушать объяснения учителя, стараясь выделить главное; объяснять наблюдаемые в практике изучения языка явления; Устный опрос http://www.edu.ru л http://www.school.edu.ru www.patriarchia.ru 1.5. Истоки родной культуры 1 0 0 29.09.2024 формировать представление о том, что такое культура, об общих чертах в культуре разных народов; слушать и понимать объяснения учителя по теме урока; выполнять задания на понимание и разграничение понятий по теме; Устный http://www.edu.ru л http://www.school.edu.ru www.patriarchia.ru опрос 1.6. Материальная культура 1 0 0 06.10.2024 формировать представление о традиционных укладах жизни разных народов; слушать и анализировать выступления одноклассников; работать с учебником, анализировать проблемные ситуации; Устный опрос http://www.edu.ru л http://www.school.edu.ru www.patriarchia.ru 1.7. Духовная культура 1 0 0 13.10.2024 формировать представление о духовной культуре разных народов; понимать взаимосвязь между проявлениями материальной и духовной культуры; выполнять задания на понимание и разграничение понятий по теме; учиться работать с текстом и зри тельным рядом учебника; Устный опрос http://www.edu.ru л http://www.school.edu.ru www.patriarchia.ru 1.8. Культура и религия 1 0 0 20.10.2024 формировать представление о понятии «религия», понимать и уметь объяснять, в чѐм заключается связь культуры и религии; слушать объяснения учителя, работать с научно-популярной литературой по теме; Устный опрос http://www.edu.ru л http://www.school.edu.ru www.patriarchia.ru 1.9. Культура и образование 1 0 0 27.10.2024 понимать смысл понятия «образование», уметь объяснять важность и необходимость образования для общества; слушать объяснения учителя, отбирать и сравнивать учебные материалы по теме; Устный опрос http://www.edu.ru л http://www.school.edu.ru www.patriarchia.ru 1.10. Многообразие культур России (практическое занятие) 1 0 1 10.11.2024 отбирать материал по нескольким источникам, готовить доклады, работать с научнопопулярной литературой; слушать выступления одноклассников; Практическая работа http://www.edu.ru л http://www.school.edu.ru www.patriarchia.ru Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности» 2.1. Семья — хранитель духовных ценностей 1 0 0 17.11.2024 понимать, что такое семья, формировать представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного уклада у разных народов; понимать значение термина «поколение»; слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи; Устный опрос http://www.edu.ru л http://www.school.edu.ru www.patriarchia.ru 2.2. Родина начинается с семьи 1 0 0 24.11.2024 понимать и объяснять, как и почему история каждой семьи тесно связана с историей страны, народа; слушать объяснения учителя, разграничивать понятия по теме, систематизировать учебный материал; Устный опрос http://www.edu.ru л http://www.school.edu.ru www.patriarchia.ru 2.3. Традиции семейного воспитания в России 1 0 0 01.12.2024 понимать и объяснять, что такое традиция, уметь рассказывать о традициях своей семьи, семейных традициях своего народа и других народов России; уметь объяснять и разграничивать основные понятия по теме; просматривать и анализировать учебные фильмы, работать с раздаточным материалом; Устный опрос http://www.edu.ru л http://www.school.edu.ru www.patriarchia.ru 2.4. Образ семьи в культуре народов России 1 0 0 08.12.2024 знать основные фольклорные сюжеты о семье, семейных ценностях; Устный знать и понимать морально-нравственное значение семьи; опрос работать с научно-популярной литературой, просматривать и анализировать учебные фильмы, систематизировать учебный материал; http://www.edu.ru л http://www.school.edu.ru www.patriarchia.ru 2.5. Труд в истории семьи 1 0 0 15.12.2024 понимать, что такое «семейный труд», сознавать и характеризовать важного общего семейного труда для укрепления целостности семьи; слушать объяснения учителя, самостоятельно работать с учебником; Устный опрос http://www.edu.ru л http://www.school.edu.ru www.patriarchia.ru 2.6. Семья в современном мире (практическое занятие) 1 0 1 22.12.2024 понимать, почему важно изучать и хранить историю своей семьи, передавать еѐ следующим поколениям; готовить доклад, сообщение; создавать семейное древо; отбирать и сравнивать материал из нескольких источников; Практическая работа http://www.edu.ru л http://www.school.edu.ru www.patriarchia.ru Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности» 3.1. Личность — общество — культура 1 0 0 29.12.2024 знать, что такое гуманизм, понимать, что делает человека человеком и какие проявления людей можно назвать гуманными; работать с научно-популярной литературой, уметь разграничивать понятия, осваивать смысловое чтение (решать текстовые задачи); Устный опрос http://www.edu.ru л http://www.school.edu.ru www.patriarchia.ru 3.2. Духовный мир человека. Человек — творец культуры 1 0 0 12.01.2025 понимать и объяснять значение слова «человек» в контексте духовно- нравственной культуры; слушать объяснения учителя, работать с учебником, уметь понимать и разграничивать основные понятия по теме; Устный опрос http://www.edu.ru л http://www.school.edu.ru www.patriarchia.ru 3.3. Личность и духовно-нравственные ценности 1 0 0 19.01.2025 понимать и объяснять, что такое мораль и нравственность, любовь к близким; Устный показывать на примерах важность таких ценностей как взаимопомощь, сострадание, опрос милосердие, любовь, дружба и др.; разграничивать и определять основные понятия, решать текстовые задачи, работать с учебником; http://www.edu.ru л http://www.school.edu.ru www.patriarchia.ru Тематический блок 4. «Культурное единство России» 26.01.2025 объяснять смысл термина «история», понимать важность изучения истории; Историческая память как духовнонравственная ценность 1 4.2. Литература как язык культуры 1 0 0 02.02.2025 4.3. Взаимовлияние культур 1 0 0 09.02.2025 иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур», «культурный 4.1. 0 0 понимать и объяснять, что такое историческая память, как история каждой семьи связана с историей страны; работать с учебником, выделять и определять основные понятия, слушать и анализировать выступления одноклассников; понимать особенности литературы, еѐ отличия от других видов художественного творчества; объяснять средства выражения духовного мира человека, его морали и нравственности в произведениях литературы; слушать объяснения учителя, работать с художественной литературой, изучать и анализировать источники; обмен»; понимать и объяснять важность сохранения культурного наследия; слушать объяснения учителя, понимать и разграничивать понятия, отбирать и сравнивать материал по нескольким источникам; 4.4. 4.5. 4.6. Духовно-нравственные ценности российского народа 1 Регионы России: культурное многообразие 1 Праздники в культуре народов России 1 0 0 16.02.2025 уметь объяснять значение основных понятий, отражающих духовно-нравственные ценности; осознавать их и защищать в качестве базовых общегражданских ценностей российского общества; слушать объяснения учителя, работать с учебником (смысловое чтение); 0 0 01.03.2025 понимать принципы федеративного устройства России, объяснять понятие «полиэтничность»; понимать ценность многообразия культурных укладов народов России; уметь рассказывать о культурном своеобразии своей малой родины; слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с источниками; 0 0 15.03.2025 понимать и объяснять, что такое «народный праздник»; уметь рассказывать о праздничных традициях разных народов и своей семьи; понимать и объяснять нравственный смысл народного праздника; работать с учебником, просматривать и анализировать учебные фильмы; 4.7. Памятники в культуре народов России 1 0 0 22.03.2025 устанавливать связь между историей памятника и историей края; характеризовать памятники истории и культуры; понимать нравственный и научный смысл краеведческой работы; слушать объяснения учителя, работать с научно-популярной литературой, просматривать и анализировать учебные фильмы; 4.8. 4.9. Музыкальная культура народов России 1 Изобразительное искусство народов России 1 0 0 05.04.2025 понимать особенности музыки как вида искусства; знать и называть основные темы музыкального творчества народов России, понимать, как история народа отражается в его музыке; слушать объяснения учителя, работать с научно-популярной литературой, просматривать и анализировать учебные фильмы; 0 0 12.04.2025 понимать и объяснять особенности изобразительного искусства как вида художественного творчества; понимать и обосновывать важность искусства как формы трансляции культурных ценностей; знать и называть основные темы искусства народов России; слушать объяснения учителя, работать с научно-популярной литературой, просматривать и анализировать учебные фильмы; Устный опрос http://www.edu.ru л http://www.school.edu.ru www.patriarchia.ru Устный опрос http://www.edu.ru л http://www.school.edu.ru www.patriarchia.ru Устный опрос http://www.edu.ru л http://www.school.edu.ru www.patriarchia.ru Устный опрос http://www.edu.ru л http://www.school.edu.ru www.patriarchia.ru Устный опрос http://www.edu.ru л http://www.school.edu.ru www.patriarchia.ru Устный опрос http://www.edu.ru л http://www.school.edu.ru www.patriarchia.ru Устный опрос http://www.edu.ru л http://www.school.edu.ru www.patriarchia.ru Устный опрос http://www.edu.ru л http://www.school.edu.ru www.patriarchia.ru Устный опрос http://www.edu.ru л http://www.school.edu.ru www.patriarchia.ru 4.10. 4.11. 4.12. 4.13. Фольклор и литература народов России 1 Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом 1 Культурная карта народов России(практическое занятие) 1 Единство страны — залог будущего России 2 0 0 19.04.2025 понимать, что такое национальная литература; объяснять и показывать на примерах, как произведения фольклора отражают историю народа, его духовно-нравственные ценности; отбирать и сравнивать материал из нескольких источников, решать текстовые задачи, слушать и анализировать выступления одноклассников; 0 0 26.04.2025 отбирать и сравнивать учебный материал по нескольким источникам, решать текстовые задачи, слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с научно-популярной литературой; 0 1 03.05.2025 отбирать и сравнивать несколько источников, решать текстовые задачи, слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с научно-популярной литературой; 0 0 17.05.2025 понимать и объяснять значение общих элементов и черт в культуре разных народов 24.05.2025 России для обоснования еѐ культурного, экономического единства; Устный опрос http://www.edu.ru л http://www.school.edu.ru www.patriarchia.ru Устный опрос http://www.edu.ru л http://www.school.edu.ru www.patriarchia.ru Практическая работа http://www.edu.ru л http://www.school.edu.ru www.patriarchia.ru Устный опрос http://www.edu.ru л http://www.school.edu.ru www.patriarchia.ru слушать объяснения учителя, систематизировать учебный материал; ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс № Наименование разделов и тем программы п/п 0 3 Количество часов Дата изучения Всего Контрольн ые работы Практичес кие работы 8 0 0.5 Вид деятельности Виды, формы контроля Электронные (цифровые образовательные ресурсы) устный опрос, практическая работа http://scoolcollection.edu.ru Раздел 1. . «Культура как социальность» 1.1 «Культура как социальность» - знать и уметь объяснить структуру культуры как социального явления; - понимать специфику социальных явлений, их ключевые отличия от природных явлений; - уметь доказывать связь между этапом развития материальной культуры и социальной структурой общества, их взаимосвязь с духовно- нравственным состоянием общества; - понимать зависимость социальных процессов от культурноисторических процессов; - уметь объяснить взаимосвязь между научнотехническим прогрессом и этапами развития социума. - характеризовать административнотерриториальное деление России; - знать количество регионов, различать субъекты и федеральные округа, уметь показать их на административной карте России; - понимать и уметь объяснить необходимость федеративного устройства в полиэтничном государстве, важность сохранения исторической памяти отдельных этносов; https://resh.edu.ru/subject/3 / https://uchi.ru/ - объяснять принцип равенства прав каждого человека, вне зависимости от его принадлежности к тому или иному народу; - понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации; -демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согласия в России; -характеризовать духовную культуру всех народов России как общее достояние и богатство нашей многонациональной Родины. Итого по разделу: 8 Раздел 2. . «Человек и его отражение в культуре» 2.1 «Человек и его отражение в культуре» 6 0 0,5 - объяснять, как проявляется мораль и нравственность через описание личных качеств человека; -осознавать, какие личностные качества соотносятся с теми или иными моральными и нравственными ценностями; -понимать различия между этикой и этикетом и их взаимосвязь; - обосновывать и доказывать ценность свободы как залога благополучия общества, уважения к правам человека, его месту и роли в общественных процессах; - характеризовать взаимосвязь таких понятий как «свобода», «ответственность», «право» и «долг»; - понимать важность коллективизма как ценности современной России и его приоритет перед идеологией индивидуализма; - приводить примеры идеалов человека в историкокультурном пространстве современной России. понимать различие между процессами антропогенеза и антропосоциогенеза; - характеризовать процесс взросления человека и его основные этапы, а также потребности человека для гармоничного развития и существования на каждом из этапов; - обосновывать важность взаимодействия человека и общества, характеризовать негативные эффекты социальной изоляции; -знать и уметь демонстрировать своѐ понимание самостоятельности, еѐ роли в развитии личности, во взаимодействии с другими людьми. характеризовать нравственный потенциал религии; - знать и уметь излагать нравственные принципы государствообразующих конфессий России; - знать основные требования к нравственному идеалу человека в государствообразующих религиях современной России; -уметь обосновывать важность религиозных моральных и нравственных ценностей для современного общества. устный опрос, практическая работа http://scoolcollection.edu.ru https://resh.edu.ru/subject/3 / https://uchi.ru/ Итого по разделу: 6 Раздел 3. «Человек как член общества» 3.1 «Человек как член общества» Итого по разделу: 10 10 0 0,5 - характеризовать важность труда и его роль в современном обществе; - соотносить понятия «добросовестный труд» и «экономическое благополучие»; объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство»; понимать важность и уметь обосновать необходимость их преодоления для самого себя; - оценивать общественные процессы в области общественной оценки труда; - осознавать и демонстрировать значимость трудолюбия, трудовых подвигов, социальной ответственности за свой труд; - объяснять важность труда и его экономической стоимости; - знать и объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство», с одной стороны, и «трудолюбие», «подвиг труда», «ответственность», с другой стороны, а также «общественная оценка труда». - характеризовать понятия «подвиг», «героизм», «самопожертвование»; - понимать отличия подвига на войне и в мирное время; - уметь доказывать важность героических примеров для жизни общества; - знать и называть героев современного общества и исторических личностей; - обосновывать разграничение понятий «героизм» и «псевдогероизм» через значимость для общества и понимание последствий. характеризовать понятие «социальные отношения»; - понимать смысл понятия «человек как субъект социальных отношений» в приложении к его нравственному и духовному развитию; - осознавать роль малых и больших социальных групп в нравственном состоянии личности; обосновывать понятия «дружба», «предательство», «честь», «коллективизм» и приводить примеры из истории, культуры и литературы; - обосновывать важность и находить нравственные основания социальной взаимопомощи, в том числе благотворительности; - понимать и характеризовать понятие «этика предпринимательства» в социальном аспекте. устный опрос, практическая работа http://scoolcollection.edu.ru https://resh.edu.ru/subject/3 / https://uchi.ru/ Раздел 4. «Родина и патриотизм» 4.1 «Родина и патриотизм» 8 0 1,5 характеризовать понятия «Родина» и «гражданство», объяснять их взаимосвязь; - понимать духовно-нравственный характер патриотизма, ценностей гражданского самосознания; - понимать и уметь обосновывать нравственные качества гражданина. - характеризовать понятие «патриотизм»; - приводить примеры патриотизма в истории и современном обществе; - различать истинный и ложный патриотизм через ориентированность на ценности толерантности, уважения к другим народам, их истории и культуре; - уметь обосновывать важность патриотизма. -характеризовать понятия «война» и «мир»; -доказывать важность сохранения мира и согласия; -обосновывать роль защиты Отечества, еѐ важность для гражданина; - понимать особенности защиты чести Отечества в спорте, науке, культуре; - характеризовать понятия «военный подвиг», «честь», «доблесть»; обосновывать их важность, приводить примеры их проявлений. - характеризовать грани взаимодействия человека и культуры; -уметь описать в выбранном направлении с помощью известных примеров образ человека, создаваемый произведениями культуры; -показать взаимосвязь человека и культуры через их взаимовлияние; - характеризовать основные признаки понятия «человек» с опорой на исторические и культурные примеры, их осмысление и оценку, как с положительной, так и с отрицательной стороны. устный опрос, практическая работа http://scoolcollection.edu.ru https://resh.edu.ru/subject/3 / https://uchi.ru/ 8 Раздел 5. Обобщение 5.1 Повторение по курсу 2 Итого по разделу: 2 0 0 Виды деятельности по изученным разделам; тестирование, письменный контроль http://scoolcollection.edu.ru https://resh.edu.ru/subject/3 / https://uchi.ru/ Общее количество часов: 34 0 3 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс № п/п Тема урока Количество часов всего контрольные работы практические работы Дата изучения Виды, формы контроля 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»? 1 0 0 01.09.2024 Устный опрос 2. Наш дом — Россия 1 0 0 08.09.2024 Устный опрос 3. Язык и история 1 0 0 15.09.2024 Устный опрос 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей 1 0 0 22.09.2024 Устный опрос 5. Истоки родной культуры 1 0 0 29.09.2024 Устный опрос 6. Материальная культура 1 0 0 06.10.2024 Устный опрос 7. Духовная культура 1 0 0 13.10.2024 Устный опрос 8. Культура и религия 1 0 0 20.10.2024 Устный опрос 9. Культура и образование 1 0 0 27.10.2024 Устный опрос 10. Многообразие культур России (практическое занятие) 1 0 1 10.11.2024 Практическая работа 11. Семья – хранитель духовных ценностей 1 0 0 17.11.2024 Устный опрос 12. Родина начинается с семьи 1 0 0 24.11.2024 Устный опрос 13. Традиции семейного воспитания в России 1 0 0 01.12.2024 Устный опрос 14. Образ семьи в культуре народов России 1 0 0 08.12.2024 Устный опрос 15. Труд в истории семьи 1 0 0 15.12.2024 Устный опрос 16. Семья в современном мире (практическое занятие) 1 0 1 17. Личность — общество — культура 1 0 0 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры 1 0 0 19. Личность и духовнонравственные ценности 1 0 0 20. Историческая память как духовно-нравственная 1 0 0 22.12.2024 Практическая работа 29.12.2024 Устный опрос 12.01.2025 Устный опрос 19.01.2025 Устный опрос 26.01.2025 Устный опрос ценность 21. Литература как язык культуры 1 0 0 02.02.2025 Устный опрос 22. Взаимовлияние культур 1 0 0 09.02.2025 Устный опрос 23. Духовно-нравственные 1 ценности российского народа 0 0 16.02.2025 Устный опрос 24. Регионы России: культурное многообразие 1 0 0 01.03.2025 Устный опрос 25. Праздники в культуре народов России 1 0 0 15.03.2025 Устный опрос 26. Памятники в культуре народов России 1 0 0 22.03.2025 Устный опрос 27. Музыкальная культура народов России 1 0 0 05.04.2025 Устный опрос 28. Изобразительное искусство народов России 1 0 0 12.04.2025 Устный опрос 29. Фольклор и литература народов России 1 0 0 19.04.2025 Устный опрос 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом 1 0 0 26.04.2025 Устный опрос 31. Культурная карта России (практическое занятие) 1 0 1 32. Единство страны – залог будущего России 1 0 0 33. Единство страны – залог будущего России 1 0 0 34. Наш дом – Россия 1 0 0 03.05.2025 Практическая работа 17.05.2025 Устный опрос 24.05.2025 Устный опрос 24.05.2025 Устный опрос ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 0 3 1 0 0 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс № п/п Тема урока Количество часов всего Контрольные работы Дата изучения Виды, формы контроля Практические работы Раздел 1. Культура как социальность 8ч. 1 Мир культуры: его структура 1 0 0 05.09.2024 устный опрос 2 Культура России: многообразие регионов 1 0 0 12.09.2024 устный опрос 3 История быта как история культуры 1 0 0 19.09.2024 устный опрос 4 Прогресс: технический и социальный 1 0 0 26.09.2024 устный опрос 5 Образование в культуре народов России 1 0 0 03.10.2024 устный опрос 6 Права и обязанности человека 1 0 0 17.10.2024 устный опрос 7 Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие 1 0 0 24.10.2024 устный опрос 8 Современный мир: самое важное (практическое занятие) 1 0 0,5 07.11.2024 устный опрос, практическая работа Раздел 2. Человек и его отражение в культуре 6ч. 9 Каким должен быть человек? Духовнонравственный облик и идеал человека. 1 0 0 14.11.2024 устный опрос 10 Взросление человека в культуре народов России Религия как источник нравственности 1 0 0 21.11.2024 устный опрос; 1 0 0 28.11.2024 устный опрос, практическая работа 12 Наука как источник знаний о человеке и человеческом 1 0 0 05.12.2024 устный опрос 13 Этика и нравственность как категории духовной культуры 1 0 0 12.12.2024 устный опрос 14 Самопознание (практическое занятие) 1 0 0,5 19.12.2024 устный опрос; практическая работа 11 Раздел 3. Человек как член общества 10ч. 15 Труд делает человека человеком 1 0 0 26.12.2024 устный опрос 16 Подвиг: как узнать героя? 1 0 0 09.01.2025 устный опрос 17 Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние 1 0 0 16.01.2025 устный опрос 18 Проблемы современного общества как отражение его духовнонравственного самосознания 1 0 0 23.01.2025 устный опрос 19 Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений 1 0 0 30.01.2025 устный опрос 20 Гуманизм как сущностная характеристика духовнонравственной культуры народов России 1 0 0 06.02.2025 устный опрос 21 Социальные профессии; их важность для сохранения духовнонравственного облика общества 1 0 0 13.02.2025 устный опрос 22 Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг 1 0 0 20.02.2025 устный опрос 23 Выдающиеся ученые России 1 0 0 27.02.2025 устный опрос 0 0,5 05.03.2025 устный опрос, практическое занятие 1 Моя профессия ( практическое занятие) Раздел 4. Родина и патриотизм 8 ч. 24 25 Гражданин 1 0 0 12.03.2025 устный опрос 26 Патриотизм 1 0 0 19.03.2025 устный опрос 27 Защита Родины: подвиг или долг? 1 0 0 02.04.2025 устный опрос 28 Государство . Россия – наша Родина. 1 0 0 09.04.2025 устный опрос Гражданская идентичность (практическое занятие) Моя школа и мой класс (практическое занятие) 1 0 0,5 16.04.2025 устный опрос 1 0 0,5 23.04.2025 устный опрос, практическое занятие 31 Человек: какой он? (практическое занятие) 1 0 1 30.04.2025 устный опрос, практическое занятие 32 Человек и культура 1 0 0 07.05.2025 устный опрос 29 30 Раздел 5. Обобщение 2ч. 33 Итоговый проект «Что значит быть человеком?» 1 0 0 14.05.2025 устный опрос 34 Итоговое повторение по курсу 1 0 0 21.05.2025 устный опрос Итого 34 0 3 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Виноградова Н.Ф., Основы духовно-нравственной культуры народов России, 5 класс. Акционерноеобщество «Издательство «Просвещение»; МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ . Сайт Общественной палаты - http://www.oprf.ru 2. Сайт Уполномоченного по правам человека в Российской 3. 4. 5. 6. 7. 8. Федерации - http://www.ombudsman.gov.ru Основы религиозных культур и светской этики-http://orkce.apkpro.ru Сайт Министерства образования и науки РФ - http://www.mon.gov.ru Сайт Рособразования - http://www.ed.gov.ru Федеральный портал «Российское образование» - http://www.edu.ru Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru Официальный сайт Московской Патриархии Русской Православной Церкви -www.patriarchia.ru МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Компьютер, телевизор, музыкальный центр, микрофон, синтезатор ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Компьютер, телевизор, музыкальный центр, микрофон, синтезатор