МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Муниципальное казѐнное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа с,Дежнѐво" МКОУ СОШ МКОУ СОШ с. Дежнево РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО руководитель МО заместитель директора ________________________ по УВР УТВЕРЖДЕНО директор ________________________ Вершинина ТП ________________________ Ветрова ОС [Номер приказа] от «[23]» Корякина ТИ [Приказ № 178] от «[26]» [08] [2024] г. [08] [2024] г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 801223) учебного предмета «Элективный курс по математике «Занимательная математика»» для обучающихся 1-4 классов с,Дежнѐво 2024 Пояснительная записка Рабочая программа «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся. Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» (далее – программа) составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 192с.). Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности. Программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Содержание программы «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики. Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность. Задачи программы: расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики; развитие краткости речи; умелое использование символики; правильное применение математической терминологии; умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных; умение делать доступные выводы и обобщения; обосновывать свои мысли. Ценностными ориентирами содержания программы являются: — формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; — освоение эвристических приѐмов рассуждений; — формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных; — развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся; — формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы; — формирование пространственных представлений и пространственного воображения; — привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются: — развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; — развитие внимательности, настойчивости, целеустремлѐнности, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; — воспитание чувства справедливости, ответственности; — развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия». Предметные результаты отражены в содержании программы. Планируемые результаты реализации программы Личностными результатами изучения курса «Занимательная математика» являются: осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях; осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений в окружающем мире; установка на безопасный здоровый образ жизни; Метапредметными результатами являются: способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека; способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление; владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин; умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества; умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. Содержание программы Числа. Арифметические действия. Величины Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчѐт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.). Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр. Формы проведения занятий Преобладающие формы занятий – групповая и индивидуальная. Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала, задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов. Математические игры: — «Весѐлый счѐт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»; — игры: «Волшебная палочка», «Лучший счѐтчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»; — игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»; — игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ; — математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»; — работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.; — игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Мир занимательных задач Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных п искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий. Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения. Геометрическая мозаика Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). Объѐмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объѐмных фигур из развѐрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырѐхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечѐнный конус, усечѐнная пира- да, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся). Форма организации обучения — работа с конструкторами: Объѐмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объѐмных фигур из развѐрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырѐхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечѐнный конус, усечѐнная пира- да, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся). Форма организации обучения — работа с конструкторами: - моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков; - танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор; - конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»; - конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного оного пособия «Математика и конструирование». Календарно-тематический план 1 класс № п/п Разделы программы и темы учебных занятий – Колво часов это Характеристика деятельности Сроки проведения план Решение нестандартных задач. 9.09 Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх», «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 × 3 клетки). Составление картинки с заданным 16 разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы. 1. Математика интересно 2. Танграм: древняя китайская головоломка 1 3. Путешествие точки 1 Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)». Игра «Русское лото» 4. Игры с кубиками 1 Подсчѐт числа точек на верхних 30 гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль. 5. Танграм: древняя китайская головоломка 1 Составление картинки с заданным 7.10 разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. 6 Волшебная линейка 1 Шкала линейки. Сведения из 14 истории математики: история возникновения линейки. 7 Праздник числа 10 1 Игры: «Задумай число», «Отгадай 21 задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. 8 Конструирование многоугольников деталей танграма 1 Составление многоугольников с 28 заданным разбиением на части; с ча- из 1 23 факт стично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. 9 Игра-соревнование «Весѐлый счѐт» 1 Найти, показать и назвать числа по 11.11 порядку (от 1 до 20). Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 × 5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице. 10 Игры с кубиками 1 Подсчѐт числа точек на верхних 18 гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль. 11-12 Конструкторы лего 2 Знакомство с деталями 25 конструктора, схемамиинструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу. 13 Весѐлая геометрия 1 Решение задач, форми-рующих геометрическую наблюдательность. 14 Математические игры 1 Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», «Вычитание в пределах 10». 15-16 «Спичечный» конструктор 2 Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. 17 Задачи-смекалки 1 Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения. 18 Прятки с фигурами 1 Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре». 19 Математические игры 1 Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», «Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 10», «Вычитание в пределах 20». 20 Числовые головоломки 1 Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). 21-22 Математическая карусель 2 Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи. 23 Уголки 1 24 Игра в магазин. Монеты 1 Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу. Сложение и вычитание в пределах 20. 25 Конструирование фигур из деталей танграма 1 Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. 26 Игры с кубиками 1 Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчѐт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго — числа 4, 5, 6, 7, 8, 9. Взаимный контроль. 27 Математическое путешествие 1 Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 3; второй — прибавляет 2, третий — вычитает 3, а четвѐртый — прибавляет 5. Ответы к четырѐм раундам записываются в таблицу.1-й раунд: 10 – 3 = 7 7 + 2 = 9 9 – 3 = 6 6 +5= 11 2-й раунд: 11 – 3 = 8 и т. д. 28 Математические игры 1 «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками». Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач. Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи. 29 Секреты задач 1 30 Математическая карусель 1 31 Числовые головоломки 1 Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). 32 Математические игры 1 Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 20». 33 КВН «Математика – Царица наук» 1 2 класс № п/п Разделы программы и темы учебных занятий 1. «Удивительная снежинка» 1 Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия» 2. Иrpa«Крестики-нолики» 1 Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в пределах 20 3. Математические игры 1 Числа от 1 до 100. Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)». Игра «Русское лото» 4. Прятки с фигурами 1 Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части. 5. Секреты задач 1 Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах. 6-7 «Спичечный» конструктор 2 Построение конструкции по заданному образцу Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. 8. Геометрический калейдоскоп 1 Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. доставление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе. 1 Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда(судоку). 9. Числовые головоломки Колво часов Характеристика деятельности Сроки проведения 10. «Шаг в будущее» 1 Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?». 11. Геометрия вокруг нас 1 Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. 12. Путешествие точки 1 Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов. 13. «Шаг в будущее» 1 Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» и др. 14. Тайны окружности 1 Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). 15. Математическое путешествие 1 Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; второй — прибавляет 18, третий — вычитает 16, а четвѐртый прибавляет 15. Ответы к пяти раундам записываются. 1-й раунд: 34 - 14 = 20 20 + 18 = 38 38 - 16 = 22 22+ 15 = 37 16-17 «Новогодний серпантин» 2 Математические игры, математические головоломки, занимательные задачи. 18 Математические игры 1 Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100». 1 Определение времени по часам с точностью циферблат с подвижными стрелками. Геометрический калейдоскоп 1 Задания на разрезание составление фигур. 21. Головоломки 1 Расшифровка закодированных слов. 22. Секреты задач 1 Задачи с лишними или недостающими либо некорректными дан- ми. Нестандартные задачи. 23. «Что скрывает сорока?» 1 Решение и составление ребусов, 24. Интеллектуальная разминка 1 Математические игры, математические головоломки, занимательные задачи. 25. Дважды два — четыре 1 Таблица умножения однозначных чисел. Игра «Говорящая таблица умножения». Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление». 2627. Дважды два — четыре 2 Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». 28. В царстве смекалки 1 29. Интеллектуальная разминка 1 Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). Работав «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. 19. «Часы нас утрам...» 20. будят по и 30. Составь квадрат 1 . Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «о волке, козе и капусте».. 3132. Мир занимательных задач 2 33. Математические фокусы 1 Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня). 34. Математическая эстафета 1 Решение олимпиадных задач 3 класс № п/п Разделы программы и темы учебных занятий Колво часов Характеристика деятельности Сроки проведения план Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Числа от 1 до 1000. Составление трѐхзначных чисел с помощью комплектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40, … , 90; 3) 100, 200, 300, 400, … , 900. Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников. Задачи на переливание. 1. Интеллектуальная разминка 1 2. «Числовой» конструктор 1 3. Геометрия вокруг нас 1 4. Волшебные переливания 1 5-6 В царстве смекалки 2 Решение нестандартных задач (на «отношения»). Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). 7 «Шаг в будущее» 1 8-9 «Спичечный» конструктор 2 10 Числовые головоломки 1 Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Монтажник», «Строитель», «Полимино», «Паркеты и мозаики» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). 11-12 Интеллектуальная разминка 2 Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические факт головоломки, занимательные задачи. 13 Математические фокусы 1 Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок, со скобками). Соедините числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобы в ответе получилось 1, 2, 3, 4, … , 15. 14 Математические игры 1 Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000», «Вычитание в пределах 1000», «Умножение», «Деление». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» (по выбору учащихся). 15 Секреты чисел 1 Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Числовые головоломки: запись числа 24 (30) тремя одинаковыми цифрами. 16 Математическая копилка 1 Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач. 17 Математическое путешествие 1 Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140; второй — прибавляет 180, третий — вычитает 160, а четвѐртый — прибавляет 150. Решения и ответы к пяти раундам записываются. Взаимный контроль. 1-й раунд: 640 – 140 = 500 500 + 180 = 680 680 – 160 = 520 520 + + 150= 670 18 Выбери маршрут 1 Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определѐнном транспорте по выбранному маршруту, например «Золотое кольцо» России, города-герои и др. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). 19 Числовые головоломки 1 20 21 В царстве смекалки 2 22 Мир занимательных задач 1 23 Геометрический калейдоскоп 1 24 Интеллектуальная разминка 1 Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. 25 Разверни листок 1 26-27 От секунды до столетия 2 Задачи и задания на развитие пространственных представлений. Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит за одну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. Что успевает сделать ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки? Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников. 28 Числовые головоломки 1 Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недо стающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Конструирование многоугольников из заданных элементов. Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображения на части; заданного в уменьшенном масштабе. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (какуро). 29 30 Конкурс смекалки Это было в старину 1 Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки. 1 Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач. Работа с таблицей «Старинные русские меры длины» Алгоритм умножения (деления) трѐхзначного числа на однозначное число. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения. Составление сборника занимательных заданий. Использование разных источников информации (детские познавательные журналы, книги и др.). 31 Математические фокусы 1 32-33 Энциклопедия математических развлечений 2 34 Математический лабиринт 1 Итоговое занятие — открытый интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру». 4 класс № п/п Разделы программы и темы учебных занятий Колво часов Характеристика деятельности план Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Как велик миллион? Что такое гугол? 1. Интеллектуальная разминка 1 2. Числа-великаны 1 3. Мир занимательных задач 1 Задачи со многими возможными решениями. Задачи с не достающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. 4. Кто что увидит? 1 5 Римские цифры 1 Задачи и задания на развитие пространственных представлений. Занимательные задания с римскими цифрами. 6 Числовые головоломки 1 Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро). 7 Секреты задач 1 Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнѐм с хвоста», «Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров). 8 В царстве смекалки 1 9 Математический марафон «Спичечный» конструктор 1 Выбери маршрут 1 Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). Решение задач международного конкурса «Кенгуру». Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определѐнном транспорте по 10-11 12 2 Сроки проведения факт выбранному маршруту. Определяем расстояния между городами и сѐлами. 13 Интеллектуальная разминка 1 Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. 14 Математические фокусы 1 «Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько последовательных чисел натурального ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10;12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др. 15-17 Занимательное моделирование 3 Объѐмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Геометрические тела». Моделирование из проволоки. Создание объѐмных фигур из развѐрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырѐхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечѐнный конус, усечѐнная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся). 18 Математическая копилка 1 Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач. 19 Какие слова спрятаны в таблице? 1 20 «Математика друг!» Поиск в таблице (9 × 9) слов, связанных с математикой. (Например, задания № 187, 198 в рабочей тетради «Дружим с математикой» 4 класс.) Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания — наш 1 21 Решай, считай 22-23 В царстве смекалки 2 24 Числовые головоломки 1 25-26 Мир задач занимательных 2 Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи. 27 Математические фокусы 1 Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» и др. 28-29 Интеллектуальная разминка 2 Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. 30 Блиц-турнир по решению задач 1 Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих несколько решений. 1 Математика в Создание сборника материала составления задач. 31 отгадывай, по проверке готовых решений, в том числе неверных. Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо, можно использовать скобки. Математическая копилка 1 Сбор информации и выпуск математической газеты (работав группах). Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро). спорте. числового для 32 Геометрические фигуры вокруг нас 1 Поиск квадратов в прямоугольнике 2 ×5 см (на клетчатой части листа). Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру? (Работа с набором «Танграм».) 33 Математический лабиринт 1 Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру». 34 Математический праздник 1 Задачи-шутки. вопросы и Задачив стихах. число». Занимательные задачи-смекалки. Игра «Задумай