МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Департамент образования Еврейской автономной области Ленинский муниципальный район МКОУ СОШ с. Дежнево РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО Руководитель МО заместитель директора ________________________ по УВР УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ Попова Т.В. ________________________ Ветрова О.С. №1 от «23» 08 2024 г. Корякина Т.И. № 178 от «26» 08 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 2051976) Элективного курса «Русский язык» для обучающихся 11 класса «Русский язык: готовимся к ЕГЭ» с. Дежнево 2024г 1 Пояснительная записка Настоящая рабочая программа элективного курса «Русский язык: готовимся к ЕГЭ» для учащихся 11 класса рассчитана на 34 часа (34 учебные недели, 1 час в неделю). Согласно календарному учебному графику МКОУ СОШ с. Дежнево на 2024 – 2025 учебный год она будет реализована в объѐме 33 часов. Один час будет сокращѐн за счѐт уплотнения учебного материала. Элективный курс «Русский язык: готовимся к ЕГЭ» для учащихся 11 класса используется в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 11 класса при подготовке к единому государственному экзамену. Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даѐт учащимся 11 класса целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь. ЦЕЛИ КУРСА: освоение учащимися 11 класса норм русского литературного языка, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также формирование навыков пользования нормированной устной и письменной речью в различных сферах жизни. Главная цель курса – обеспечить поддержку освоения содержания учебного предмета «Русский язык» всеми выпускниками средней школы, сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем и учителю, и учащимся прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной работы с учетом способностей и языковой подготовки обучающихся. Задачи курса: - изучение нормативных и методических документов, материалов по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку; - совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа; - дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки; - обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий; - освоение стилистического многообразия и практического использования художественновыразительных средств русского языка. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ элективного курса «Русский язык: готовимся к ЕГЭ» для учащихся 11 класса Личностными результатами освоения программы элективного курса «Русский язык: готовимся к ЕГЭ» для учащихся 11 класса являются: 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 2 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объѐм словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметными результатами освоения программы элективного курса «Русский язык: готовимся к ЕГЭ» для учащихся 11 класса являются: 1) владение всеми видами речевой деятельности: ● адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; ● владение разными видами чтения; ● способность извлекать информацию из различных источников; ● овладение приѐмами отбора и систематизации материала на определѐнную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, еѐ анализ и отбор; ● способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; ● умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом; 2) применение приобретѐнных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Предметными результатами освоения программы элективного курса «Русский язык: готовимся к ЕГЭ» для учащихся 11 класса являются: 1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования; 3) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение: ● адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации); ● владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; ● владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приѐмами работы с книгой, периодическими изданиями; ● способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; 3 ● адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); ● умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определѐнной функциональной разновидности языка и использованных языковых средств; говорение и письмо: ● умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свѐрнутости (пересказ, план, тезисы); ● способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своѐ отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; ● умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учѐтом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей; ● владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом; ● соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации; ● способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения; ● осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения еѐ содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочѐты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; 4) усвоение основ научных знаний о родном языке; 5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и еѐ основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания к определѐнным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; 7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. СОДЕРЖАНИЕ элективного курса «Русский язык: готовимся к ЕГЭ» для учащихся 11 класса Раздел 1. Введение Знакомство с демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ 2024 года. Обучение заполнению бланков ЕГЭ. Знакомство со сборниками КИМ, с сайтами для подготовки к ЕГЭ. 4 Раздел 2. Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. Стилистический анализ текста. Научный, официально-деловой, публицистический стили, разговорная речь, язык художественной литературы. Их особенности. Средства связи предложений в тексте. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения Лексическое значение слова: многозначность, прямое и переносное значение слова Раздел 3. Основные орфоэпические (акцентологические) нормы современного русского литературного языка Орфоэпические нормы. Ошибка в постановке ударения. Орфоэпический словарь ЕГЭ. Раздел 4. Основные лексические нормы современного русского литературного языка Лексические нормы (употребление паронимов). Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости). Исключение и замена. Особенности сочетаемости слов. Употребление синонимов, антонимов и омонимов. Речевая избыточность. Речевая недостаточность. Сфера употребления лексики и стилистическая окраска. Раздел 5. Основные грамматические (морфологические и синтаксические) нормы современного русского литературного языка Морфологические нормы (образование форм слова). Формы существительных (И. п. множественного числа и Р. п. множественного числа, а также род некоторых существительных. Степени сравнения прилагательных (сравнительная и превосходная степень). Склонение всех разрядов числительных (сложных, составных, дробных, собирательных, порядковых) по падежам. Склонение местоимений по падежам. Формы глаголов (повелительное наклонение, форма будущего времени, прошедшего времени и настоящего времени). Формы образования причастий. Формы образования деепричастий. Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления. Построение предложения с несогласованным приложением. Построение предложения с причастным оборотом. Построение предложения с деепричастным оборотом. Связь между подлежащим и сказуемым. Построение предложения с косвенной речью. Построение предложения с однородными членами. Построение сложного предложения. Употребление падежной формы существительного и местоимения с предлогом. Видовременная соотнесенность глагольных форм. Управление глаголов. Раздел 6. Основные орфографические нормы современного русского литературного языка Орфограмма. Употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих и Ц. Употребление гласных букв О/Е (Ё) после шипящих и Ц. Правописание корней. Безударные проверяемые гласные в корне. Безударные непроверяемые гласные в корне. Чередующиеся гласные в корне Правописание приставок. Неизменяемые приставки. Приставки, зависящие от глухости/звонкости последующего согласного (з и с на конце приставок). Приставки, зависящие от значения (ПРЕ и ПРИ). Буквы Ы/И после приставок. Мягкий (Ь) и твердый (Ъ) знаки в словах. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-). Суффиксы глаголов. Правописание –ОВА-, -ЕВА-, -ЫВА-, -ИВА-, -ВА. Суффиксы глаголов неопределенной формы 5 (инфинитива). Суффиксы причастий и деепричастий прошедшего времени. Суффиксы прилагательных. Суффиксы существительных. Суффиксы наречий О/А. Буквы О/Ё после шипящих в суффиксах прилагательных, существительных, наречий. Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи. Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Правописание отрицательных местоимений и наречий. Правописание служебных слов. Правописание словарных слов. Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи. Правописание предлогов, союзов, частиц. Правописание наречий. Правописание сложных существительных и прилагательных. Правописание ПОЛ/ПОЛУ с существительными и прилагательными. Орфографический анализ Раздел 7. Основные пунктуационные нормы современного русского литературного языка Знаки препинания между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания в простом осложнѐнном предложении. Знаки препинания в предложении с однородными членами. Знаки препинания при обособленных определениях. Знаки препинания при обособленных обстоятельствах. Знаки препинания при сравнительных оборотах. Знаки препинания при уточняющих членах предложения. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Знаки препинания при обращениях. Частицы и междометия перед обращением. Местоимения ТЫ и ВЫ: обращение или нет? Запятая при вводных словах и словосочетаниях. Омонимия вводных слов и членов предложения/частей речи. Знаки препинания при прямой речи, цитировании. Знаки препинания в сложносочинѐнном предложении. Знаки препинания в сложноподчинѐнном предложении. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Тире в простом и сложном предложениях. Двоеточие в простом и сложном предложениях. Пунктуационный анализ Раздел 8. Текст как речевое произведение Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Типы речи: повествование, рассуждение, описание. Лексическое значение слова. Синонимы (контекстный синоним). Антонимы (контекстный антоним). Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Прямое/переносное значение слова (метафора, метонимия, синекдоха). Фразеологизмы. Заимствованные слова. Лексика пассивного запаса (историзмы, архаизмы, неологизмы). Ограниченная в употреблении лексика (профессионализмы, просторечная лексика, жаргонизмы, диалектизмы). Стилистически нейтральная, книжная, разговорная лексика. Средства связи предложений в тексте. Союзы, частицы, местоимения, наречия, лексические повторы, формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы (в том числе контекстные), синтаксический параллелизм, парцелляция. Раздел 9. Основные изобразительно- выразительные средства языка Речь. Языковые средства выразительности. Тропы (эпитет, гипербола, литота, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, ирония, аллегория, символ). Синтаксические средства (вводные слова и словосочетания, восклицательные и вопросительные предложения, неполные предложения, обращения, сравнительные обороты, ряды однородных членов предложения, 6 риторические вопросы, риторические обращения, односоставные предложения). Приѐмы (анафора, эпифора, антитеза, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический повтор, цитирование, диалог, парцелляция, синтаксический параллелизм, оксюморон). Лексические средства выразительности (синонимы, антонимы, фразеологизмы, разговорная и просторечная лексика, книжная лексика, оценочная лексика, диалектизмы, устаревшая лексика, неологизмы, термины). Фонетические средства (ассонанс, аллитерация, звукоподражание). Заключение ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ элективного курса «Русский язык: готовимся к ЕГЭ» для учащихся 11 класса № урока Раздел, тема урока Количество часов Введение (2 ч) 1 Знакомство с демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ 2024 года 1 2 Обучение заполнению бланков ЕГЭ. Знакомство со сборниками КИМ, с сайтами для подготовки к ЕГЭ 1 Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка (3 ч) 3 4 5 Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров Средства связи предложений в тексте Лексическое значение слова: многозначность, прямое и переносное значение слова 1 1 1 Основные орфоэпические (акцентологические) нормы современного русского литературного языка (1 ч) 6 Орфоэпические нормы (постановка ударения) 1 Основные лексические нормы современного русского литературного языка (2 ч) 7 8 Лексические нормы (употребление паронимов) Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости). Исключение и замена 1 1 Основные грамматические (морфологические и синтаксические) нормы современного русского литературного языка (2 ч) 9 10 Морфологические нормы (образование форм слова) Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления 1 1 Основные орфографические нормы современного русского литературного языка (7 ч) 11 12 13 14 15 16 Правописание корней Правописание приставок Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-) Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий Правописание НЕ и НИ Слитное, дефисное, раздельное написание слов 7 1 1 1 1 1 1 Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи 17 1 Основные пунктуационные нормы современного русского литературного языка (7 ч) 18 19 20 21 22 23 24 Знаки препинания в предложении с однородными членами Знаки препинания в сложносочинѐнном предложении Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями) Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения Знаки препинания в сложноподчинѐнном предложении Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи Пунктуационный анализ 1 1 1 1 1 1 1 Текст как речевое произведение (4 ч) 25 26 27 28 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста Функционально-смысловые типы речи Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению Средства связи предложений в тексте 1 1 1 1 Основные изобразительно- выразительные средства языка (1 ч) 29 Речь. Языковые средства выразительности 1 Заключение (5 ч) 30-32 33 34 Решение тестовых заданий ЕГЭ Итоговый контроль знаний (контрольная работа в форме теста ЕГЭ) Итоговый урок 3 1 1 Приложение к тематическому планированию элективного курса «Русский язык: готовимся к ЕГЭ» 11 класс № раздела Название раздела Количество часов Модуль «Школьный урок» 1 Введение 2 Формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма. 2 Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка 3 1. Формирование ценностного отношения к миру и человеку в этом мире. 2. Воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания. 3. Развитие морального сознания и компетентности в 8 решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. 3 Основные орфоэпические (акцентологические) нормы современного русского литературного языка 1 1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России. 2. Воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной. 4 Основные лексические нормы современного русского литературного языка 2 1. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. 2. Воспитание умения выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи. 5 Основные грамматические (морфологические и синтаксические) нормы современного русского литературного языка 2 1. Воспитание умения осуществлять речевой самоконтроль. 2. Формирование умения самостоятельно добывать и хранить знания, трансформировать их. 3. Осуществление продуктивного общения в совместной деятельности, проявление толерантности в общении, соблюдение правил вербального и невербального общения в конкретной речевой ситуации. 6 Основные орфографические нормы современного русского литературного языка 7 1. Формирование ценностного отношения к миру и человеку в этом мире. 2. Формирование навыков самостоятельного получения и обработки информации. 3. Формирование готовности к сотрудничеству во время учебно-исследовательской, проектной и информационно-познавательной деятельности. 4. Понимание ценности образования и науки, труда и творчества для человека и общества. 5. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. 7 Основные пунктуационные нормы современного русского литературного 7 1. Овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования. 2. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, 9 языка традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. 3. Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания. 4. Воспитание умения выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи. 8 Текст как речевое произведение 4 1. Формирование умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей. 2. Коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях. 3. Планирование и регулирование своей деятельности. 4. Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде. 9 Основные изобразительновыразительные средства языка 1 Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. 10 Заключение 5 1. Развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности. 2. Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества. 3. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. 10