Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Дежнево» РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО учителей начальной школы СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР УТВЕРЖДЕНО Директор МКОУ СОШ ______________ ______________ Протокол № 5 Протокол № 105 Приказ № 105 от "24.05. 2023г» от "30.05. 2023 год» от "30.05.2023г» ______________ Рабочая программа курса Функциональная грамотность 1класс 2023 – 2024 учебный год 1 1. Пояснительная записка Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Функциональная грамотность» разработана в соответствии: - с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; - с требования к основной образовательной программе начального общего образования; - на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина); Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, обще-учебные и психологические особенности младшего школьника. Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности. Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Финансовая грамотность», «Естественнонаучная грамотность» и «Математическая грамотность». Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей. Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Целью изучения блока «Естественнонаучная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений. Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. 2 Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации 4 года (1-4 класс): 1 класс – 33 часа 2.Содержание учебного предмета 1 класс Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного. Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания. Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость. Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение Естественно-научная грамотность (4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32 занятия): наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение среди овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней. Представление о позвоночных животных. Математическая грамотность(19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33 занятия): нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками. 3. Планируемые результаты освоения учебного предмета 1класс Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных, метапредметных результатов. Личностные результаты изучения курса: 3 – осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете; – овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; – осознавать личную ответственность за свои поступки; – уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях. Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные: – осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования; – использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; – овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; – использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; – ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; – делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; – перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; – преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: – проявлять познавательную и творческую инициативу; – принимать и сохранять учебную цель и задачу; – планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; – контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; – уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; – оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка. Коммуникативные: – адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; 4 – доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; – совместно договариваться о правилах работы в группе; – учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: – способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; – способность проводить математические рассуждения; – способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления; – способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: – понимание и правильное использование экономических терминов; – представление о роли денег в семье и обществе; – умение характеризовать виды и функции денег; – знание источников доходов и направлений расходов семьи; – умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет; – определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения; – проведение элементарных финансовых расчётов Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»: – способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; – способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания. 4.Тематическое планирование курса. 4.1. Сетка часов 5 №п/п Наименование разделов Воспитательные задачи 1. Читательская грамотность Воспитание уважительного отношения к вечным ценностям человека. Привитие любви и уважения к Отечеству, его языку, культуре. Формирование осознания себя как члена общества, представителя страны. Овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений.Формирование умения сопоставления доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов. Осознание личной ответственности за свои поступки. Воспитание культуры общения. Формирование умения слушать и слышать собеседника, размышлять вслух, обосновывать свою позицию высказывать свое мнение,быть готовым корректировать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, выполняя разные роли в группе. Воспитание толерантного отношения к окружающим. Умение сотрудничать со 2. 3. 4. Финансовая грамотность Естественно-научная грамотность Математическая грамотность 6 Количество часов 8 Цифровой ресурс 1)Инфоурок https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursufunkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v-buryak-na-temudozhdevye-chervi-3-klass-6188519.html 2) Уроки для начальной школы от «Кирилл и Мефодий» и презентации уроков http://kmschool.ru/r1/Nachalka.asp 7 3)Учи. Ру https://olympiads.uchi.ru/olymp/finance/ 4) Инфоурок https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v-buryakna-temu-kalcij-3-klass-6188522.html 5) Математическая мастерская https://www.klass39.ru/reshaem-logicheskie-zadachi1-4-klass/ 10 (9 часов в 1 6)Учительский портал: Представлены уроки, классе) тесты, презентации, внеклассные мероприятия, интерактивная доска, компьютерные программы http://www.uchportal.ru/load/47-2-2 7) Образовательная соц.сеть nsportal https://nsportal.ru/nachalnayashkola/matematika/2021/03/20/metodicheskayakopilka-kombinatornye-logicheskie-i 9 взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях. Итого 34 (33 в классе) 1 Календарно-тематическое планирование курса 1 класс Тема урока Содержание Планируемый результат 4.2 № Учебная Тема неделя раздела Кол -во часо в разд ела 1 2 4 1 1 неделя 2 3 5 1 Виталий Бианки. Лис и мышонок 2 неделя 1 Русская народная сказка. Мороз и заяц 3 3 неделя 1 Владимир Сутеев. Живые грибы 4 4 неделя 1 Геннадий Цыферов. «Читатель ская грамотнос ть» 8 часов 7 6 1 четверть – 8 часов Содержание Личностные результаты изучения курса: сказки. – осознавать себя как члена семьи, общества и государства: Качество: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятие осторожность, решений о семейном бюджете; предусмотрительно – овладевать начальными навыками адаптации в мире сть. финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; Содержание – осознавать личную ответственность за свои поступки; сказки. – уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных Качество: игровых и реальных ситуациях. выносливость, Метапредметные результаты изучения курса: упорство. Познавательные: Содержание – осваивать способы решения проблем творческого и поискового сказки. характера: работа над проектами и исследования; Качество: – использовать различные способы поиска, сбора, обработки, трудолюбие. анализа и представления информации; Содержание – овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, сказки. 7 Петушок и солнышко 5 5 неделя 1 Михаил Пляцковский. Урок дружбы Грузинская сказка. Лев и заяц 6 6 неделя 1 7 7 неделя 1 Русская народная сказка. Как лиса училась летать 8 8 неделя 1 Евгений Пермяк. Четыре брата Качество: вежливость, умение признавать свои ошибки. Содержание сказки. Дружба, жадность. Содержание сказки. Качество: смекалка, находчивость, хитрость, глупость. Содержание сказки. Качество: смекалка, находчивость, хитрость, глупость. Содержание сказки. Семейные ценности. 8 классификации, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; – использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; – ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; – делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; – перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; – преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: – проявлять познавательную и творческую инициативу; – принимать и сохранять учебную цель и задачу; – планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; – контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; – уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; – оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка. Коммуникативные: – адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; – доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; – совместно договариваться о правилах работы в группе; – учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: – способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. 9 9 неделя 10 10 неделя 11 12 «Финансов ая грамотност ь» 8 часов 1 За покупками 1 Находчивый Колобок 11 неделя 1 День рождения 12 неделя 1 МухиЦокотухи Буратино и карманные деньги 2 четверть – 7 часов Цена, товар, спрос. Личностные результаты изучения курса: – осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете; – овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; – осознавать личную ответственность за свои поступки; Деньги, цена, – уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных услуги, товар. игровых и реальных ситуациях. Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные: – осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования; – использовать различные способы поиска, сбора, обработки, Цена, стоимость, сдача, сбережения. анализа и представления информации; – овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; – использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; Карманные деньги, – ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже необходимая известного; покупка, желаемая – делать предварительный отбор источников информации: покупка. ориентироваться в потоке информации; 9 13 Кот Василий Реклама. 13 неделя 1 14 14 неделя 1 Лесной банк Банк, финансы, банковские услуги, работники банка. 15 15 неделя 1 Как мужик и медведь прибыль делили Цена, ценность, товар, спрос. продаёт молоко 10 – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; – перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; – преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: – проявлять познавательную и творческую инициативу; – принимать и сохранять учебную цель и задачу; – планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; – контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; – уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; – оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка. Коммуникативные: – адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; – доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; – совместно договариваться о правилах работы в группе; – учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: – понимание и правильное использование экономических терминов; – представление о роли денег в семье и обществе; – умение характеризовать виды и функции денег; – знание источников доходов и направлений расходов семьи; – умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет; – определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения; – проведение элементарных финансовых расчётов 16 16 неделя 1 17 17 неделя 18 18 неделя «Естестве 1 нно научная грамотнос ть» 9 часов 1 Как мужик золото менял Как Иванушка хотел попить водицы Пятачок, Винни-Пух и воздушный шарик 3 четверть – 10 часов Услуга, Личностные результаты изучения курса: равноценный – осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие обмен, бартер. в обсуждении финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете; Вода, свойства – овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых воды. отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; – осознавать личную ответственность за свои поступки; – уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях. Метапредметные результаты изучения курса: Воздушный шарик, Познавательные: воздух. – осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования; – использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; – овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; – использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; 11 19 19неделя 1 Про репку и другие корнеплоды – ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; – делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; – перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; – преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: – проявлять познавательную и творческую инициативу; – принимать и сохранять учебную цель и задачу; – планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; – контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; – уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; – оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка. Коммуникативные: – адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; – доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); Корнеплоды. 12 20 20 неделя 1 Плывёт, плывёт кораблик Плавучесть предметов. – слушать и понимать речь других; – совместно договариваться о правилах работы в группе; – учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»: – способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; – способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания. 21 21 неделя 1 Про Снегурочку и превращения воды Три состояния воды. 22 22 неделя 1 Как делили апельсин Апельсин, плавучесть, эфирные масла из апельсина. 23 23 неделя 1 Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду Зеркало, отражение, калейдоскоп. 24 24 неделя 1 Иванова соль Соль, свойства соли. 25 25 неделя 1 Владимир Сутеев. Яблоко Яблоко. 13 4 четверть – 8 часов 26 26 неделя 27 27 неделя «Математ 1 ическая грамотнос ть» - 8 часов 1 28 28 неделя 1 Про курочку Счёт предметов, Рябу, золотые и составление и простые яйца решение выражений, задачи. Многоугольники. Про козу, козлят и капусту Про петушка и жерновцы 29 29 неделя 1 Как петушок и курочки делили бобовые зёрнышки 30 30 неделя 1 Про наливные яблочки 31 31 неделя 1 Про Машу и трёх медведей 32 32 неделя 1 Про старика, старуху, волка Личностные результаты изучения курса: – осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете; – овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые Счёт предметов, вычисления в области семейных финансов; составление и – осознавать личную ответственность за свои поступки; решение – уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных выражений, задачи. игровых и реальных ситуациях. Ломаная. Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные: Состав числа 9, – осваивать способы решения проблем творческого и поискового анализ данных и характера: работа над проектами и исследования; ответы на вопросы. – использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; Разложение числа – овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, 10 на два и три классификации, установления аналогий и причинно-следственных слагаемых. связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; – использовать знаково-символические средства, в том числе Увеличение числа моделирование; на несколько единиц, сложение и – ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; вычитание в – делать предварительный отбор источников информации: переделах 20. ориентироваться в потоке информации; Состав чисел 9, 10, – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя 11. учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; Задачи на – перерабатывать полученную информацию: сравнивать и нахождение суммы. группировать объекты; – преобразовывать информацию из одной формы в другую. Задачи на Регулятивные: 14 и лисичку 33 33 неделя 1 Про медведя, лису и мишкин мёд нахождение части. – проявлять познавательную и творческую инициативу; – принимать и сохранять учебную цель и задачу; Состав числа 12. – планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; – контролировать и оценивать свои действия, вносить Задачи на соответствующие коррективы в их выполнение; нахождение суммы. – уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; – оценивать правильность выполнения действий: знакомство с Состав чисел критериями оценивания, самооценка и взаимооценка. второго десятка. Коммуникативные: – адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; – доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; – совместно договариваться о правилах работы в группе; – учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; – способность проводить математические рассуждения; – способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления; – способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. Итого 33 часа 15 16