Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Дежнево» РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО учителей начальной школы СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР УТВЕРЖДЕНО Директор МКОУ СОШ ______________ ______________ Протокол № 5 Протокол № 105 Приказ № 105 от "24.05. 2023г» от "30.05. 2023 год» от "30.05.2023г» ______________ Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Почемучка » Направление интеллектуальные марафоны для 1 класса начального общего образования на 2023-2024 учебный год Составитель: Захарова Ольга Александровна учитель начальных классов 2023-2024 учебный год СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Как, откуда и куда? (10 ч) Тема: «Посвящение в почемучки» (1 ч) Праздничная программа, где учащиеся в торжественной обстановке посвящаются в почемучки. Тема: Как делают книги и журналы? (2 ч) Обратить внимание детей на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни. Производство книг, журналов; разные виды бумаги, свойство каждой из них, связь с использованием данного материала; словарь новых слов – рукопись, редактор, издательство. Опытно – экспериментальная работа по изготовлению макета журнала. Тема: Откуда в кране вода? (2 ч) Проведение эксперимента: свойства воды. Сказка «Капелька». Значимость воды для жизнедеятельности человека. Представление о процессе поступления воды из реки в дома к людям. Тема: Откуда берется соль? (2 ч) Представление детей о свойствах соли; технология добычи соли; для чего человеку соль; где он её может использовать и в каких целях; чтение рассказа «Откуда соль берётся?», работа по карточкам для закрепления темы занятия. Тема: Как делают молочные продукты? (2 ч) Представление детей о молоке и молочных продуктах как обязательных компонентах ежедневного рациона; об ассортименте молочных продуктов и их свойствах, о питательной ценности молока и молочных продуктов. Процесс получения молока от животных. Игра – викторина «Молочные старты». Тема: Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» (1ч) Выступление с сообщениями, иллюстрирование их наглядными материалами; оценивают свои достижения и достижения других учащихся. Где и когда? (9 ч) Тема: Где живет райская птичка? (2 ч) Колибри – самая маленькая птичка. Поиск информации о колибри, конкурс рисунков. Тема: Где растет сахар? (2 ч) Процесс изготовления сахара из сахарной свеклы. Польза и вред сахара для организма человека. Тема: Когда появляются микробы? (2 ч) Поиск информации о микробах; каким образом микробы наносят вред; способы борьбы с болезнетворными бактериями; правила личной гигиены. Выпуск информационного листа. Тема: Когда и где появился первый цирк? (2 ч) История появления цирка, его развитие. Главные герои циркового представления (отгадывание загадок). Конкурс рисунков. Посещение цирка. Обмен впечатлениями. Тема: Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» (1 ч) Выступление с сообщениями, иллюстрирование их наглядными материалами; оценивают свои достижения и достижения других учащихся. Почему это происходит? (8 ч) Тема: Почему нужно есть фрукты и овощи? (2 ч) Представления о своем организме, о его строении; уточнить знания о назначении витаминов, их свойствах. Выпуск информационного листа и плакатов, выставка работ обучающихся. Тема: Почему я чувствую боль? (2 ч) Игра - тест «Закончи фразу», дидактические карточки «Первая помощь». Выпуск информационных листов и плакатов «Береги свое здоровье», выставка работ обучающихся. Тема: Почему летом идет дождь, а зимой - снег? (2 ч) Зависимость осадков от температуры воздуха. Работа с энциклопедией. Словесная игра «Снежок», сказка «Капелька» Тема: Почему я не вижу ночью? (1 ч) Представления о своем организме; знания о глазах, их назначении; значение сна в жизни человека. Выпуск информационного листа, выставка работ. Тема:Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему это происходит? (1 ч) Выступление с сообщениями, иллюстрирование их наглядными материалами; оценивают свои достижения и достижения других учащихся. Что это такое? (6 ч) Тема: Что такое воздух? (1 ч) Уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха; продолжить формирование представлений о воздухе, его составе, значении для растений, животных и человека, об основных причинах и последствиях загрязнения воздуха, важнейших мерах по его охране. Проведение эксперимента. Тема: Что такое характер? (1 ч) Работа со словарем для поиска определения «характер». Диагностика «Изучение характера личности» Тема: Чему учат пословицы? (1 ч) Формулировка понятия «пословицы», история возникновения пословиц. Создание книжки – малышки «Пословицы» Тема: Что такое иммунитет? (1 ч) Работа со словарем и энциклопедией. Роль иммунитета для организма человека. Тема: Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что это такое?» (1 ч) Выступление с сообщениями, иллюстрирование их наглядными материалами; оценивают свои достижения и достижения других учащихся. Тема: Итоговое занятие клуба «Почемучек» (1 ч) Конкурсная программа, презентация книги «Почемучек». ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Почемучка» В результате изучения данной программы в 1 классе обучающиеся получат возможность формирования Личностных УУД: определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы. Метапредметные УУД: Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога; проговаривать последовательность действий; учиться высказывать свое предположение (версию); учиться работать по предложенному педагогом плану; учиться отличать правильно выполненное задание от неверного; учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога; учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу; учиться овладевать измерительными инструментами. Коммуникативные: учиться выражать свои мысли; учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться; овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Темы занятий п/п Кол-во часов Дата Теория план Практика Раздел «Как, откуда и куда?» - 10 часов 1 Посвящение в Почемучки 1 2 Как делают книги и журналы? 1 3 Как делают книги и журналы? 4 Откуда в кране вода? 5 Откуда в кране вода? 6 Откуда берется соль? 7 Откуда берется соль? 8 Как делают молочные продукты? 9 Как делают молочные продукты? 10 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» 1 1 1 1 1 1 1 1 Раздел «Где и когда?» - 9 часов 11 Где живет райская птичка? 12 Где живет райская птичка? 13 Где растет сахар? 1 1 1 факт 14 Где растет сахар? 15 Когда появляются микробы? 16 Когда появляются микробы? 17, Когда и где появился первый цирк? 18 Когда и где появился первый цирк? 19 Проверим себя и оценим свои достижения по 1 разделу «Где и когда?» 1 1 1 1 1 1 Раздел «Почему это происходит?» - 8 часов 20 Почему нужно есть фрукты и овощи? 1 21 Почему нужно есть фрукты и овощи? 22 Почему я чувствую боль? 23 Почему я чувствую боль? 24 Почему летом идет дождь, а зимой – снег? 25 Почему летом идет дождь, а зимой – снег? 26 Почему я не вижу ночью? 27 Проверим себя и оценим свои достижения по 1 разделу «Почему это происходит? 1 1 1 1 1 1 Раздел «Что это такое?» - 6 часов 28 Что такое воздух? 1 29 Что такое характер? 1 30 Чему учат пословицы? 1 31 Что такое иммунитет? 32 Проверим себя и оценим свои достижения по 1 разделу «Что это такое?» 33 Итоговое занятие клуба «Почемучек» 1 1