Элективный курс _Этика и психология семейной жизни 10 класс

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Дежнево»
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
Попова Татьяна Викторовна
протокол № 1
от « 11» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
Ветрова Оксана Сергеевна
Протокол №158
от “11.08.2023”

Рабочая программа
элективного курса
по психологии
для 10-11 класса

«Этика и психология семейной жизни»

Дежнево 2023г

Пояснительная записка
В современном мире семья переживает острый кризис, вызванный утверждением индивидуализма в семейной жизни, активной
пропагандой вседозволенности в отношении полов. При этом у подрастающего поколения изменяется система ценностных ориентаций на
создание семьи. Сложившаяся ситуация усугубляется низким уровнем педагогической культуры многих родителей, неумением серьезно
заниматься воспитанием собственных детей. Именно дефицит любви и отсутствие знаний о воспитании и развитии ребенка приводят к
негативным явлениям современной действительности, таким как падение уровня физического и психического здоровья детей, снижение
духовно-нравственных ценностей, усложнение процесса адаптации в обществе.
Самоценность семьи проявляется в межличностных отношениях. Потеря социальной сущности брака, искажение духовных ценностей
не позволяют формированию адекватных внутрисемейных отношений. В этой связи важнейшими задачами психолого-педагогического
сопровождения старшеклассников являются направленность воспитательного процесса на усвоение нравственных основ межличностных
отношений, формирование навыков общения в социальном окружении, выработка умения разрешать и предупреждать конфликты.
Основной функцией семьи является продолжение человеческого рода: рождение и воспитание детей, передача духовно-нравственного
и культурного наследия новому поколению. Духовное и моральное здоровье семьи во многом определяют характер человека, правильное
воспитание подрастающего поколения и в конечном итоге развитие всего общества. Именно семья обеспечивает развитие личности в
течение всей жизни человека.
Уроки семьи и семейных ценностей являются первым шагом, частью программы действий образовательного учреждения,
направленной на возрождение воспитательного потенциала семьи. Роль семьи в жизни человека, права и ответственность ее членов друг
перед другом, нравственные и правовые аспекты этих вопросов могут стать темами обсуждения на уроках и классных часах в школе.
Содержание данного курса включает в себя изучение семьи как нравственной основы современного человека, анализ кризисных
явлений современной семейной жизни, формирование положительных отношений в семье, анализ психологических аспектов мужского и
женского поведения, изучение психологии детско-родительских отношений, формирование личностных качеств, необходимых для семейной
жизни.
Предлагаемый курс нацеливает на выработку потребности в создании семьи, развитие адекватных межличностных отношений, на
духовно-нравственное воспитание и развитие. Содержание курса определяется системой знаний, умений и навыков теоретического и
прикладного характера, формами и методами деятельности учителя и ученика, видами творческой и самостоятельной работы. Данный курс
разработан как альтернативный источник знаний, позволяющий у обучающихся сформировать правильные социальные установки при
выборе спутника и создании семьи.
Материал курса «Этика и психология семейной жизни» распределен на два года обучения (10,11 классы). Соотношение количества
часов по прохождению программного материала по данному курсу 33/35.
Нормативные основы:
 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
 государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы (2.2 –
профессиональное образование; 3.55. – нормативные документы);

 приказ Минобрнауки России от 09марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального БУП и примерных учебных
планов для ОУ РФ, реализующих программу общего образования»;
 приказ Минобрнауки России от 20 августа 2008г. №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план
и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской федерации, реализующие программы общего
образования»;
 концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А.М.
Кондаков, В. А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009;
Цели курса:

 расширить информационное поле обучающихся о семейно-брачных отношениях, возможных затруднениях и путях их
преодоления;
 формировать уважительное отношение к семье и ее ценностям, будущему отцовству и материнству, подготовка их к
сознательному созданию собственных семей.

Задачи курса:
 формировать теоретические знания о семье как социальном институте; знакомить с нравственными нормами брака в
традиционной культуре;
 обучить нравственным основам взаимоотношений между юношами и девушками, о товариществе, дружбе и любви, о культуре
поведения влюбленных;
 выработать представления о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т.д., об ответственности
родителей за жизнь и здоровье своего ребенка,о своей обязанности в воспитании детей;
 формировать знания об особенностях развития детей и основных проблемах их воспитания; об экономике и быте семьи;
 обучить умению разрешать и предупреждать конфликты, усвоение правил поведения людей в ситуациях конфликта или
распада семьи;

выработать навыки взаимодействия между людьми, живущими в одной семье;

развивать эмоционально-волевую сферу учащихся.
Реализация программы курса «Этика и психология семейной жизни» предполагает учет следующих принципов:

гуманистического характера взаимодействия между педагогом и учащимися;

использования методов проблемного обучения;

соблюдения системы и последовательности в реализации предлагаемого материала;

закрепления полученных знаний на практических занятиях.
Требования к уровню подготовки обучающихся.

По окончании курса у обучающихся должны быть сформированы:
 представления о роли и значении брака и семьи для общества, об этических нормах взаимоотношений мужчин и
женщин, о внутреннем укладе семьи;
 осознанное желание планировать семью;
 навыки взаимодействия в межличностных отношениях.
Обучающиеся должны уметь:
 находить, анализировать и пользоваться необходимой информацией из доступных источников;
 использовать механизмы внутригруппового регулирования конфликтных ситуаций.
Изучение курса «Этика и психология семейной жизни» направлено на духовно-нравственное воспитание учащихся, формирование у
обучающихся представлений о семье, ее значении в жизни человека, нравственных правилах поведения, а также на выработку способности к
оцениванию мотивов поступков других людей и своих собственных с опорой на знания, полученные на занятиях, выработку у обучающихся
способности к пониманию состояния другого человека, устанавливать доброжелательные отношения с близкими людьми.
Данный курс должен стать итогом духовно-нравственного образования и воспитания, обращенного к насущным жизненным задачам
юношества.
Планируемые результаты обучения учащихся:
 формирование понимания важности создания семьи, представлений о семейном счастье и условий для ее создания;
 знать основные родственные связи в семье, этические правила взаимоотношений между юношей и девушкой, обязанности
членов семьи;
 выработка нравственной готовности к созданию семьи;
 развитие умения понимать состояние и проблемы другого человека, быть терпимым;
 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Критериями эффективности реализации учебным учреждением данного курса являются:
 формирование у учащихся теоретических знаний о семье как социальном институте;

динамика основных показателей воспитания детей (личностная, социальная, психологическая культура);
 характер изменения социальной, социально-психологической, нравственной атмосферы в образовательном учреждении;
 динамика детско-родительских отношений и степени включенности родителей в образовательный и воспитательный процесс.

Содержание программы курса «Этика и психология семейной жизни»
10 класс

Раздел I. Семья в свете духовно-нравственных
и культурных традиций общества
Тема 1. Семья в различных культурах.
Прочность семьи, основанной на традиционных духовно-нравственных ценностях. Неустойчивость современной семьи вследствие
утраты традиционных духовно-нравственных ценностей.
Тема 2. Нравственные нормы брака в христианской культуре.
Десять заповедей как основа христианской нравственности. Основные нормы брака: свободное избрание партнера по взаимной любви;
супружеская верность, добрачные отношения между юношей и девушкой; рождение и воспитание детей как цель брака; семья – «малая
Церковь», глава которой – муж. Любовь как основание всех норм брака. Разрушительные последствия девальвации норм христианского
брака.
Народные традиции русской православной семьи. Национальные устои и обряды супружеской жизни. Устроение домашнего очага.
Жизненный круг в преданиях и обычаях наших предков.
Раздел II. Психология личности
Тема 1. Иерархическое строение личности.
Дух, душа, тело. Направленность личности. Самосознание личности. Жизненные смыслы, идеалы, убеждения, мировоззрение. Вера.
Индивидуальность личности. Типологии личности. Возможные психологические различия между юношами и девушками. Способности.
Творческая индивидуальность.
Самовоспитание. Самооценка, ее адекватность. Последствия неадекватной самооценки. Стремление к совершенствованию и
самокритичность. Стыд и совесть как побудители духовно-нравственного развития личности. Различение добра и зла. Свобода выбора.
Тема 2. Роль семьи в воспитании личности.
Важнейшая задача семьи - формирование личности, раскрытие лучших ее способностей как важнейшие задачи семьи. Влияние
родителей и старших членов семьи на формирование у подрастающего человека смысла и цели жизни, развитие его способностей.
Уклад семейной жизни, сплоченность семьи как основа выработки ценностных ориентаций подрастающего человека. Хранение семьей
духовно-нравственных традиций предшествовавших поколений. Воспитание чувства долга в семье. Уважение к матери, отцу, дедушке и
бабушке. Обязанности старшеклассников перед младшими членами семьи. Воспитание в семье нравственной чистоты и целомудрия как
залог продолжения рода, его духовно-нравственного и физического здоровья.
Раздел III. Особенности межличностных отношений юношества

Тема 1. Психология межличностных отношений в юношеском возрасте.
Понятие о межличностных отношениях. Отношения деловые и личные. Черты характера, необходимые для полноценного общения:
тактичность, сдержанность, искренность, принципиальность, доброжелательность.
Культура общения в семье и социальном окружении. Правила и техники общения. Умение слушать человека, уважение его взглядов,
мыслей, способность и стремление понимать мысли и переживания другого человека, прощать его недостатки. Конфликтные ситуации, их
возникающие в процессе общения и способы разрешения.
Тема 2. Нравственные основы взаимоотношений юношей н девушек.
Воспитанность, благородство и самообладание, скромность, вежливость, доброта, отзывчивость, уважительное отношение к
окружающим, к старшим, самоотверженность и т. д.
Современный юноша. Понятие о мужественности. Долг юноши - оберегать и охранять достоинство и честь девушки. Искаженные
представления о мужественности.
Современная девушка. Понятие о женственности. Непреходящие ценности женского характера. Роль девушки в создании здорового
климата в семье коллективе. Ложное отношение к женственности.
Этические нормы и правила “хорошего тона” во взаимоотношениях юношей и девушек.
Девушка и юноша как будущие мать и отец, воспитатели детей, хранители семейного очага.
Тема 3. Культура воздержания.
Духовные, нравственные и психологические основы сдержанности чувств и переживаний. Принцип доминанты как психофизиологическое
обоснование культуры воздержания.
Культура взаимоотношений до вступления в брак, особенности их влияния на психическое и физическое здоровье молодых людей и
на здоровье его потомства.
Тема 4. О товариществе и дружбе.
Товарищество и дружба как человеческие потребности и социальные ценности. Товарищ - человек, близкий по сходству взглядов, по
совместной деятельности. Дружба как высшая степень товарищества. Общность интересов, убеждений, устремлений, взаимная симпатия,
готовность оказать помощь другу, разделить радость и неудачу, поступиться ради друга собственным благополучием и др.
Дружба как школа общения, самовоспитания и любви. Дружба истинная и ложная. Товарищеские отношения и дружба между
юношами и девушками.
Тема 5. Любовь как высшее человеческое чувство.
Духовная природа любви. Потребность быть любимым и способность к любви. Способность к любви как выражение высшего уровня
личностного развития.
Особенности материнской и отцовской любви. Любовь как глубокое чувство между членами семьи и близкими людьми.

Вдохновляющая, творческая сила любви. Первая любовь. Особенности юношеской романтической любви. Идеал и идеализация
человека; их различение. Умение различать любовь и другие чувства - симпатию, интерес, влюбленность, увлечение, влечение.
Соотношение дружбы и любви. Любовь как основа брака. Мудрость любви: способность видеть незримую для других, неповторимую
индивидуальность любимого человека.
Воспитание культуры чувств – дружбы и любви. Духовная ранимость друзей и любящих; необходимость бережного отношения к
дружбе и любви. Стремление к полноте единства. Целомудрие - полнота мудрости.
Необходимость беречь взаимное чувство, не оскорблять его капризами, самолюбием, недоверием, требованием “доказательств”. Уметь
выразить свое чувство в уважении, внимании, верности, тактичном предпочтении своего любимого (любимой) всем другим. Быть готовым
защищать, если потребуется, честь и достоинство любимого (любимой). Взаимовоспитание любящих. Счастливая пора юности, ее красота и
неповторимость.
Необходимость глубокой проверки своих чувств. Знакомство с друзьями, близкими, родителями любимого (любимой) как знак
уважения к ним, серьезного отношения к выбору будущего супруга (супруги).
Предложение о вступлении в брак. Гражданский брак. Обручение и венчание; благословение нерасторжимости брака.
Раздел IV. Брак и семья
Тема 1. Что такое готовность к браку.
Брачный возраст. Осознание молодыми людьми обязательств друг перед другом, ответственность за будущую семью, будущих детей.
Понимание духовно-нравственной и правовой основы брака. Мотивы вступления в брак: любовь, желание создать семью, вырастить и
воспитать детей как ведущие мотивы заключения брака.
Психологическая готовность молодежи к браку. Наличие у будущих супругов глубокого чувства любви, уважения, доверия, взаимной
преданности. Общность их взглядов на содержание семейной жизни, идеал семейного счастья. Распределение ролей и обязанностей в семье.
Направленность на другого человека, способность считаться с его индивидуальными особенностями, ценить и уважать его творческие
стремления.
Тема 2. Здоровье супругов и будущего потомства.
Генетические аспекты брака. Нравственные и физические последствия добрачной половой распущенности. Значение целомудрия для
здоровья будущего потомства. Законы наследственности. Влияние предшествовавших половых связей на потомство. Выбор будущего
супруга (супруги).
Тема 3. Семья и ее функции.
Основная функция семьи - продолжение человеческого рода, рождение и воспитание детей. Необходимость сочетания интересов семьи
с интересами общества. Важность наличия в каждой семье нескольких детей. Роль семьи в жизни общества и укреплении
государственности.

Тема 4. Особенности молодой семьи.
Супружество – новый этап межличностных отношений. Обязанности молодых супругов друг перед другом, перед родителями,
родственниками и близкими. Сходство основных ценностных ориентаций супругов как условие гармонии супружеских отношений.
Создание круга общих друзей. Необходимость душевного труда в создании семьи и сохранении благоприятного семейного климата.
Начальный период брака. Изменение привычного образа жизни, сложившегося до брака. Возникновение чувства “мы”. Взаимное
освоение вкусов, особенностей и привычек друг друга. Проблема “главенства” в семье. Сопереживание в трудностях и радостях.
Распределение обязанностей, планирование дел в семье. Типичные причины конфликтов в первые годы брака (борьба самолюбий,
столкновения характеров, борьба за главенство в семье и др.)
Семья, ждущая ребенка. Здоровый образ жизни как условие рождения здорового ребенка, вредность алкоголя и никотина.
Психологические проблемы, связанные с рождением ребенка. Перестройка семейной структуры. Новый бюджет времени и средств.
Внимание к молодой матери. Влияние внутриутробного периода в жизни ребенка на его дальнейшее развитие. Момент зачатия начало жизни человека. Пробуждение чувства материнства и отцовства.
Несколько детей в семье. Влияние детей на развитие личности родителей. Обогащение нравственно-эмоциональной сферы родителей в
связи с воспитанием детей.
Календарно-тематическое планирование
10 класс
№

Содержание учебного курса

Кол-во часов

п/п
1

Семья в различных культурах

1

2

Семья в различных культурах

1

3

Нравственные нормы брака в
христианской культуре

1

4

Нравственные нормы брака в
христианской культуре

1

5

Нравственные нормы брака в
христианской культуре

1

6

Нравственные нормы брака в

1

Проведено по плану

Проведено
фактически

Примечание

христианской культуре
7

Психология личности

1

8

Психология личности

1

9

Психология личности

1

10

Психология личности

1

11

Роль семьи в воспитании личности

1

12

Роль семьи в воспитании личности

1

13

Психология межличностных отношений

1

14

Психология межличностных отношений

1

15

Нравственные основы взаимоотношений
юношей и девушек

1

16

Нравственные основы взаимоотношений
юношей и девушек

1

17

Нравственные основы взаимоотношений
юношей и девушек

1

18

Нравственные основы взаимоотношений
юношей и девушек

1

19

Культура воздержания

1

20

Культура воздержания

1

21

О дружбе и товариществе

1

22

О дружбе и товариществе

1

23

Любовь как высшее человеческое чувство

1

24

Любовь как высшее человеческое чувство

1

25

Что такое готовность к браку?

1

26

Что такое готовность к браку?

1

27

Здоровье супругов и будущего потомства

1

28

Здоровье супругов и будущего потомства

1

29

Здоровье супругов и будущего потомства

1

30

Здоровье супругов и будущего потомства

1

31

Семья и ее функции

1

32

Семья и ее функции

1

33

Особенности молодой семьи

1

34

Особенности молодой семьи

1

Литература
1. Андреева, Т. В. Семейная психология / Т. В. Андреева. – Учеб.пособие. – СПб. : Речь ; 2004. – 244 с.
2. Дружинин, В. Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – М. : КСП, 1996. –199 с.
3. Крюкова, Т. Л., Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними / Крюкова, Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. –
СПб. : Речь, 2005 – …
4. Литвак, М. Е. Если хочешь быть счастливым. Учебное пособие по психотерапии и психологии общения / М. Е. Литвак. – Изд. 12-е.
– Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 603с.
5. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / под ред. Е. Г. Силяевой. – М. : Академия, 2002. – 192
с.
6. Артамонова, Е. И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова,
Е. В. Зырянова и др. ; Под ред. Е. Г. Силяевой. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.
7. Старшенбаум, Г. В. Наши дети / Г. В. Старшенбаум. – Ростов н/Д. : Феникс, 2012. – 254 с.
8. Хоментаускас, Г. Т. Семья глазами ребенка / Г. Т. Хоментаускас. – М. :1989.
9. Шаймухаметова, С. Ф. Психические состояния супругов на разных этапах развития семьи : автореферат дис. … канд.
психологических наук : 19.00.01 / С. Ф. Шаймухаметова. – Казань, 2010. – 22 с.
10. Шнейдер, Л. Б. Семейная психология / Л. Б. Шнейдер. М. : Академический проект, 2006. – 768с.
11. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб. : Питер, 2002. – 656 с.
12. Ковалев, С. В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни / С. В. Ковалев. М. : «Просвещение», 1991.
13. Флоренская, Т. А. Мир дома твоего / Т.А. Флоренская. М. : «Школа – пресс», 1999.
14. Синягина, Н. Ю. Современная молодая семья: взрослые и дети / Н. Ю. Синягина. СПб. : «Каро», 2007.
15. Прохорова, О. Г. Мы и наши дети: как построить отношения в семье / О. Г. Прохорова. СПб. : «Каро», 2007.
16. Черникова, Т.В., Камышанова, И.В. Возраст первой любви. Воспитание чувств: классные часы и клубные занятия для
старшеклассников: методическое пособие/ Т.В.Черникова, И.В.Камышанова. –М.: Глобус, 2006. – 183 с.- (Воспитательная работа)
17. Стишенок И.В. Из гусеницы в бабочку: Психологические сказки, притчи, метафоры в индивидуальной и групповой работе. – 3-е
изд. М.: Генезис,2014. – 368с. – (Сказкотерапия: теория и практика).
18. Проблемные классные часы. 10-11 классы. – Вып.2. Подготовка к семейной жизни/авт.-сост. М.В.Лысогорская. –
Волгоград:Учитель, 2009. -136с.
19. Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. - СПБ,:Речь; М.: Сфера,2011ю – 169 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».