Электив по математике 1-4 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
МКОУ СОШ с. Дежнево
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

руководитель МО

заместитель по УВР

УТВЕРЖДЕНО
директор

________________________ ________________________

________________________

Вершинина ТП
Корякина ТИ
Приказ №5 от «11» 08 Приказ № 158 от «11» 08
2023 г.
2023 г.

Ветрова ОС
Приказа№158 от «11»
08,2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса по математике
для обучающихся 1– 4 классов
3 класс

с,Дежнёво
2023

Пояснительная записка
Данная программа разработана в соответствии с нормативными документами федерального и регионального уровня.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования" от 06.10.2009, № 373.
Новые образовательные стандарты поставили перед школой задачу общекультурного, личностного и познавательного развития
учащихся, обеспечивающего такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Решение поставленной задачи предполагается
осуществить через формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих способность учащихся к саморазвитию и
самосовершенствованию.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием приемов умственной деятельности: анализа, синтеза,
сравнения, классификации, аналогии и обобщения, поиска информации ее обработка и оценка
Данная программа формирует первоначальные исследовательские умения учащихся начальных классов, включает младших
школьников в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую. Актуальность программы обусловлена
тем, что в настоящее время без основных мыслительных операций, которые позволяют включить интеллектуальную деятельность
младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами, не будет
оказывать положительное влияние на развитие внимания, памяти, эмоции и речи ребенка. Исследовательская работа в начальной школе
сейчас особенно актуальна, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных
познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем
усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. В младших классах закладываются предпосылки
самостоятельной ориентации не только в учебе, но и в жизни.
Плодотворным материалом для развития УУД в курсе математики начальных классов являются текстовые задачи. Традиционно к
ним относят задачи, которые требуют выбора арифметических действий и выполнения вычислений для ответа на поставленный вопрос.
Однако новая парадигма начального образования, направленная на социальное, познавательное, коммуникативное и информационное
развитие младших школьников, не только требует овладения общим умением решать арифметические задачи, но и значительно
расширяет содержание самого понятия текстовая задача. Анализ современных учебников по математике для начальных классов
позволяет констатировать, что наряду с арифметическими (текстовыми) задачами в них включены логические, комбинаторные,
геометрические, ситуационные задачи, требующие от ученика умения интегрировать знания не только из разных разделов начального
курса математики, но и из разных учебных предметов.
При анализе ситуаций, описанных в задачах, младшие школьники овладевают умением искать и выделять необходимую
информацию, приобретают опыт смыслового чтения и анализа объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков.
На этапе поиска решения задачи развиваются такие УУД, как установление причинно-следственных связей, построение логической
цепочки рассуждений, выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий, постановка и
формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности. Последнее особенно актуально, так как во многих

задачах разработка способа действия, плана или алгоритма решения является основной целью. Этот аспект важен и для включения
информационного направления в начальный курс математики. Именно через решение задач можно естественным образом формировать
элементы информационной культуры: познакомить учащихся со способами обработки информации и наглядными формами ее
представления в виде таблиц, графов, схем, блок-схем и других моделей.
Образовательная программа предназначена для учащихся 3 класса. Главное направление - раскрытие и развитие особенностей
познавательных способностей учащихся, ощущения, восприятия, памяти, представления, воображения, мышления, внимания,
предполагает личностную ориентацию, деятельностный и развивающий характер содержания обучения, способствует развитию
стремления и способности к самостоятельному приобретению новых знаний.
Цель данного курса – вовлечение учащихся в процесс приобретения ими математических знаний, умений и математической
культуры.
Программа дает возможность в соответствии с учебным планом увеличить время на изучение отдельных тем курса, позволяет
уточнить способность и готовность учеников к дальнейшему повышению своего уровня развития и решает следующие задачи:
 разнообразить процесс обучения;
 сформировать устойчивые знания по предмету;
 воспитывать общую математическую культуру;
 развивать математическое (логическое) мышление;
 расширять математический кругозор;
 формировать умение решать комбинаторные и логические задачи;
 повышать интерес к предмету и его изучению;
 выработать самостоятельный и творческий подходы к изучению математики.
Ожидаемые результаты:
Личностные результаты изучения курса «Учимся решать задачи»
У ученика будут сформированы:
 внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
 учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи;
 готовность целенаправленно использовать математические знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной
жизни;
 способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи, соотносить результат действия с поставленной
целью;
 способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
У ученика могут быть сформированы:

- внутренней позиции школьника на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных
мотивов;
- устойчивого познавательного интереса к новым общим способам решения задач
- адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на еѐ решение в сотрудничестве с
учителем и одноклассниками;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления
Ученик получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на
уровне произвольного внимания;
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение
как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе
выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

- устанавливать аналогии;
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- выражать в речи свои мысли и действия;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер видит и знает, а что нет;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия.
Ученик получит возможность научиться:- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия;аргументировать свою позицию и координировать еѐ с позициями партнеров в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Календарно-тематическое планирование по элективному курсу « Учимся решать задачи» 3 класс
Оборудование,
контрольноизмерительные
материалы
Тетрадь, интернетресурсы

Календарные сроки

Колво
часов

Виды деятельности
учащихся

1. Нахождение суммы.

1

Решение задач.

2. Нахождение разности

1

Решение задач.

Инд.карточки, тетрадь

1

Решение задач.

Инд.карточки, тетрадь

202.09

1

Решение задач.

Инд.карточки, тетрадь

29.09

№
п/п

Наименование разделов
и тем программы

Увеличение на несколько
единиц
Уменьшение на несколько
4.
единиц
3.

Примечания

планируемые фактически
8.09
15.09

5. Составные задачи.

1

Решение задач.

Инд.карточки, тетрадь

1

Решение задач.

Инд.карточки, тетрадь

13.10

7. На разностное сравнение

1

Решение задач.

Тетрадь, интернетресурсы

20.10

8. На разностное сравнение

1

Решение задач.

Инд.карточки, тетрадь

1

Решение задач.

Инд.карточки, тетрадь

1

Решение задач.

1

Решение задач.

1

Решение задач.

Инд.карточки, тетрадь

01.12

1

Решение задач.

Инд.карточки, тетрадь

8.12

Составные задачи.
14.
Тематический зачѐт№1

1

Самостоятельная работа
по индивидуальным
карточкам

Инд.карточки, тетрадь

15.12

15. Увеличение в несколько раз

1

Решение задач.

Тетрадь, интернетресурсы

22.12

16. Увеличение в несколько раз

1

Решение задач.

17. Уменьшение в несколько раз

1

Решение задач.

Тетрадь, интернетресурсы

18. Уменьшение в несколько раз

1

Решение задач.

Инд.карточки, тетрадь

6.

Нахождение неизвестного
слагаемого

Нахождение неизвестного
уменьшаемого
Нахождение неизвестного
10.
уменьшаемого
Нахождение неизвестного
11.
вычитаемого
Нахождение неизвестного
12.
вычитаемого
9.

13. Составные задачи.

Учебник, рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы
Учебник, рабочая тетрадь,
Интернет-ресурсы

6.10

27.10
10.11
17.11
24.11

29.12
12.01
19.01

19. Нахождение произведения

1

Решение задач.

Тетрадь, интернетресурсы

26.01

20. Нахождение произведения

1

Решение задач.

Инд.карточки, тетрадь

2.02

21. Нахождение частного

1

Решение задач.

Инд.карточки, тетрадь

9.02

22. Нахождение частного

1

Решение задач.

Инд.карточки, тетрадь

16.02

1

Решение задач.

Тетрадь, интернетресурсы

1.03

1

Решение задач.

Инд.карточки, тетрадь

15.03

1

Решение задач.

Тетрадь, интернетресурсы

22.03

1

Самостоятельная работа
по индивидуальным
карточкам

Инд.карточки, тетрадь

5.04

Нахождение неизвестного
множителя
Нахождение неизвестного
24.
множителя
23.

25. Составные задачи.
Составные задачи.
26.
Тематический зачѐт№2
27.

Нахождение неизвестного
делимого

28.

Нахождение неизвестного
делимого

Решение задач.
1

Решение задач.

1

Решение задач.

1

Решение задач.

31. Составные задачи.

1

Решение задач.

32. Составные задачи.

1

Решение задач.

. Нахождение неизвестного
делителя
Нахождение неизвестного
30.
делителя
29.

Тетрадь, интернетресурсы
Интернет-ресурсы,
тетрадь
Индивид.карточки,
тетрадь
Индивид.карточки,
тетрадь
Интернет-ресурсы,
презентации учащихся
Интернет-ресурсы,

12.04
19.04
26.04
605
17.05
20.05

33. Составные задачи.
Итоговое занятие.
34.
Тематический зачѐт№3
Итого: 34 часа

1

Решение задач.

Тетрадь, интернетресурсы

24.05

1

Самостоятельная работа
по индивидуальным
карточкам

Индивид.карточки.

24,05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».