Программа внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности» для 2 класса

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Дежнево»
РАССМОТРЕНО
Руководитель ШМО
учителей начальной школы

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор МКОУ СОШ

______________

______________

Протокол № 5

Протокол № 105

Приказ № 105

от "24.05. 2023г»

от "30.05. 2023 год»

от "30.05.2023г»

______________

Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Основы проектной деятельности»
для 2 класса

2023-2024 учебный год.
1

Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по разработке и реализации проектов разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и предназначена для организации вне
аудиторной деятельности младших школьников по научно-познавательному направлению и направлена на формирование готовности и
способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели.
Целью реализации внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности» является:
 обучение детей работе над проектами; формировать ключевые компетентности: коммуникативную, информационную, решение проблем;
 создание условий для успешной реализации детьми своих способностей и потенциала личности;
 развитие познавательной активности младших школьников, их творческих способностей через приобщение к проектноисследовательской деятельности,
 создание условий для организации этой деятельности и получения ее результатов.
Программа внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности» рассчитана на 34 часов, по 1 часу в неделю.
Главными задачами реализации внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности» является:
формирование навыков сотрудничества, презентации; обучение способам сбора и первичной обработки информации; формирование умений
составлять письменный отчёт о работе над проектом, планировать свою работу над проектом, давать оценку готовому продукту, своей работе
над проектом; формирование представление о проектном обучении как ведущем способе учебной деятельности; обучение специальным
знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований; формирование коммуникативных навыков (партнерское общение);
навыков работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование); формирование умения оценивать свои возможности,
осознавать свои интересы и делать осознанный выбор; развитие познавательные потребности и способности, креативность; формирование у
учащихся стойкой положительной мотивации к их проектно- исследовательской деятельности; позитивной самооценки, самоуважения;
вооружение школьников теоретическими знаниями и специальной терминологией основ проектно- исследовательской деятельности;
формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве ( умение вести диалог, координировать свои действия при работе с
самим собой и с партнерами по группе и классу, сопереживать, быть доброжелательными и чуткими, проявлять социальную
адекватность в поведении); формирование способности к организации своей деятельности и деятельности товарищей в группе, классе,
научить управлять этой деятельностью; формирование умения решать творческие и проблемные задачи.
Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность.
Технологии, используемые в проектной деятельности: технология проектирования; проблемное обучение; моделирующая
деятельность; поисковая деятельность; информационно-коммуникационные технологии; здоровье сберегающие технологии.
Методы и формы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, миниконференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ, защита проектных работ.
2

Формы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и
индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Проектная деятельность учащихся способствует обеспечению таких условий в образовательном процессе, когда полученные знания
становятся инструментом решения творческих теоретических и практических задач и инструментом формирования у ребенка потребности и
способности к саморазвитию.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном
процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации
основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования
включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает
деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей,
существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми.
Данная программа является подготовкой к самостоятельной исследовательской практике на II ступени обучения.
Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях
знаний, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения
к процессу познания.
Планируемые результаты освоения курса «Основы проектной деятельности»
В результате изучения данного курса «Основы проектной деятельности» обучающиеся на ступени начального общего образования:

получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и
явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут
целостный взгляд на мир;

обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;

приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;

получат возможность осознать своё место в мире;

познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе,
ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;

получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и
контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.

Выпускник получит возможность научиться:

узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного
края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России — Москву, свой регион и его главный город;

различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить
место изученных событий на «ленте времени»;
3


оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос);

использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и
обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных
высказываний.
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию умения проектировать свою
деятельность являются:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми
людьми.
ФГОСы нового поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам.
Личностные результаты должны отразиться в сформированности системы ценностных отношений обучающихся к себе, другим
участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.
Личностнымирезультатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются
следующие умения:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и
сопереживания;
—осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ
соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за
свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в
преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
4


адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;

осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь
и обеспечение благополучия.
Под метапредметными результатами понимаются « освоеннные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных
предметов способы деятельности».
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою
деятельность являются следующие умения:
- Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний
- Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
- Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей
- Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле
- Умение находить несколько вариантов решения проблемы
- Умение устанавливать причинно-следственные связи
- Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы
- Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач
- Умение выдвигать гипотезы
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
 учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
 осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
 оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям
данной задачи и задачной области;
 адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
 различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу
его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
5


осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в
открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве
Интернета;

строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Выпускник получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических
операций;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить
монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и
дистанционного общения;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

задавать вопросы;

использовать речь для регуляции своего действия;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание,
владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
6


аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в
совместной деятельности;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность
являются следующие умения:
- Использовать средства Интернет для нахождения графических иллюстраций, аудио объектов;
- Создавать рисунки в графическом редакторе;
- Пользоваться цифровым фотоаппаратом и видеокамерой;
- Использовать сканер, микрофон и принтер для ввода и вывода информации.
Предполагаемая результативность курса
Личностные результаты и универсальные учебные действия
· осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);
• испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну;
• формулировать самому простые правила поведения в природе;
• осознавать себя гражданином России;
• объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;
• искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;
• уважать иное мнение;
• вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения. определять цель учебной деятельности с помощью учителя и
самостоятельно, искать средства её осуществления;
• учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта;
• составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;
• работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;
• в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;
• понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации, предполагать, какая информация нужна;
• отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;
• сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть
Интернет);
• выбирать основания для сравнения, классификации объектов;
• выстраивать логическую цепь рассуждений;
• представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ;
7

• предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
• оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением
средств ИКТ;
• при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, учиться подтверждать аргументы фактами;
• слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Содержание программы курса внеурочной деятельности
Последовательность работы над проектом
Технологический (творческий) проект
1-й этап. Разработка проекта
Для чего и кому нужен проект?
Сделать подарок.
Подготовиться к празднику.
Что-то другое…
Что будем делать?
Обсуждаем и выбираем изделие(-я).
Определяем конструкцию изделия.
Подбираем подходящие материалы.
Выполняем зарисовки, схемы, эскизы объекта.
Выбираем лучший вариант.
Как делать?
Подбираем технологию выполнения.
Продумываем возможные конструкторско-технологические проблемы и их решение.
Подбираем инструменты.
2-й этап. Выполнение проекта
Воплощаем замысел
Распределяем роли или обязанности (в коллективном и групповом проекте).
Изготавливаем изделие.
Вносим необходимые дополнения, исправления (в конструкцию, технологию).
3-й этап. Защита проекта
Что делали и как?
Что решили делать и для чего.
Как рождался образ объекта.
Какие проблемы возникали.
Как решались проблемы.
Достигнут ли результат.
8

№
п/п
1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности на 2023-2024 учебный год
2 класс, 34 часов
Тема
Кол-во
Дата проведения
час
план
факт
Формирование понятия «проектная деятельность», Проект? Проект! Какими
1
6.09
бывают проекты. Проект «Осень – чудная пора!». Сообщения о приметах
осени.
Что такое команда? Как работать в команде? Проект «Осень – чудная пора!».
1
13.09
Знакомство с перелетными птицами. Викторина «Перелетные птицы».
Что такое команда? Как работать в команде? Проект «Осень – чудная пора!».
1
20.09
Составляем узор из осенних листьев.
Проект «Осень – чудная пора!». Рисунки осенней природы. Работа с
1
27.10
пластилином «Дары осени».
Проект «Осень – чудная пора!». Подбор стихов, пословиц, загадок, поговорок
1
4.10
об осени.
Проект «Осень – чудная пора!». Коллективное составление осенней сказки.
1
11.10
Защита проекта «Осень – чудная пора!». Презентация.
1
18.10
Проект «Пусть всегда будет мама». Письмо для любимой мамочки.
1
25.10
Проект «Пусть всегда будет мама». Портрет мамы.
1
Проект «Пусть всегда будет мама». Составляем цветок желаний.
1
Защита проекта «Пусть всегда будет мама». Презентация.
1
Проект «Новый год». История возникновения праздника Новый год.
1
Проект «Новый год». Письмо Деду Морозу.
1
Проект «Новый год». Коллективная работа по созданию стенгазеты.
1
Проект «Новый год». Работа в группах по созданию (рисованию) новогодних
1
украшений.
Презентация проекта «Новый год».
1
Проект «Мои любимые сказки». Герои сказок в рисунках.
1
Проект «Мои любимые сказки». Герои сказок в лепке.
1
Проект «Мои любимые сказки». Создание сборника сказок об одном из
1
животных (зайце, лисе, медведе, волке).
Проект «Мои любимые сказки». Создание презентации. Защита проекта.
1
Проект «Говорящие числа». История создания чисел, их названий. Роль чисел
1

Примечание

9

22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

в жизни человека. Пословицы, поговорки, загадки, сказки с числами.
Проект «Говорящие числа». Лепка различных фигурок с элементами цифр.
Проект «Говорящие числа». Составление сказочной истории из жизни чисел.
Проект «Говорящие числа». Составление презентации, защита проекта.
Коллективное исследование "История возникновения игрушек".
Исследование на тему "Игрушки в разных странах мира".
Экспресс - исследование "Игрушки ХХ_ века".
Игрушки - герои мультфильмов. Рисование.
Индивидуальные проекты "Моя любимая игрушка". Изготовление из
различных материалов любимых игрушек.
Игрушки будущего. Работа в группах по созданию (рисованию) игрушек
будущего.
Проект «Мои младшие друзья». Знакомство с особенностями жизни и
поведения домашних питомцев. Рассказы учащихся.
Проект «Мои младшие друзья». Рисунки, выставка рисунков по теме.
Работа над проектом «Мой поселок"
Презентация проекта (защита)

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Материально-техническое обеспечение программы
1.Начальная школа «Интеллектуально –творческие занятия».
2.Большая книга эрудита. Сидорина Т.В. - Росмэн-Пресс, М., - 2006г. - 144с.
3.Большая детская энциклопедия. Том 8. Астрономия, - Астрель. М., 2009. - 688с.
4.Энциклопедия для детей. Том 2. Биология. - Астрель. - М., 2007. - 672с.
5.Детская иллюстрированная энциклопедия. Дорлинг Киндерсли. - АСТ. - М., 2005. - 800с.
6.Отчего и почему. Энциклопедия для любознательных. Анита Ганери, Бренда Уолпол, Филип Стил, Эндрю Чермен и др. - Махаон, - М., 2010.
7.Где, что и когда? Энциклопедия для любознательных. Анита Ганери, Бренда Уолпол, Филип Стил, Эндрю Чермен и др. - Махаон, - М., 2007.
8.Что, зачем и почему? - Махаон, - М., 2008. - 256с.
9.Почему и отчего? Энциклопедия для любознательных. - АСТ. - М., 2008. - 272с
10

Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта
При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является
общественное признание состоятельности (успешности, результативности).
Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков
проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у
обучающегося.
Можно оценивать:
степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
· степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
· количество новой информации использованной для выполнения проекта;
· степень осмысления использованной информации;
· уровень сложности и степень владения использованными методиками;
· оригинальность идеи, способа решения проблемы;
· осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
· уровень организации и проведения презентации;
· творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
· социальное и прикладное значение полученных результатов.
В данном опыте учителю информатики предлагается следующийметод фиксации и оценивания учебных достижений при разработке и защите
проекта-презентации.
При оценивании технологии создания проекта-презентации учитывается:
работа с текстом:

оптимальность подбора количества и параметров текста на слайдах, грамотность, рациональное использование текстовых полей;
·
работа с фоном:

присутствие рисуночного фона на слайде с оглавлением, различных видов фонов на других слайдах;
·
работа с анимацией:

обоснованность выбора различных видов, времени начала и скорости анимации;
·
система навигации по слайдам:

наличие общего меню переходов на каждом слайде, наличие кнопок переходов между слайдами;
·
работа с эффектами смены слайдов
11

·
общее дизайнерское решение презентации.
При оценивании технологии подачи материала учитывается:
 формулировка и оформление слайдов доклада;

репетиция и приобретение уверенности в презентации;

абсолютное владение данной темой;

максимальное привлечение внимания аудитории;

получение отзывов у аудитории.









При работе над проектом учителем составляется примерный план работы.
Этапы работы
Сроки
Отметка о выполнении
Выбор и формулирование темы.
Подбор литературы (не менее 5 — 8 источников).
Отбор и систематизация материала, составление плана.
Определение методов исследовательской деятельности (анализ литературы по данной теме, наблюдение, анкетирование и т.д.).









Работа над проектом (консультации преподавателя):
Обработка, анализ и систематизация материалов по теме исследования.
Определение способов оформления результатов исследования.
Оформление результатов исследования.
Подготовка доклада, сдача на проверку.
Подготовка к защите проекта.
Защита проекта (выступление с докладом).

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».