Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Дежнево» РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО учителей начальной школы СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР УТВЕРЖДЕНО Директор МКОУ СОШ ______________ ______________ Протокол № 5 Протокол № 105 Приказ № 105 от "24.05. 2023г» от "30.05. 2023 год» от "30.05.2023г» ______________ Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности» для 2 класса 2023-2024 учебный год. 1 Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности по разработке и реализации проектов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и предназначена для организации вне аудиторной деятельности младших школьников по научно-познавательному направлению и направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям. Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Целью реализации внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности» является: обучение детей работе над проектами; формировать ключевые компетентности: коммуникативную, информационную, решение проблем; создание условий для успешной реализации детьми своих способностей и потенциала личности; развитие познавательной активности младших школьников, их творческих способностей через приобщение к проектноисследовательской деятельности, создание условий для организации этой деятельности и получения ее результатов. Программа внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности» рассчитана на 34 часов, по 1 часу в неделю. Главными задачами реализации внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности» является: формирование навыков сотрудничества, презентации; обучение способам сбора и первичной обработки информации; формирование умений составлять письменный отчёт о работе над проектом, планировать свою работу над проектом, давать оценку готовому продукту, своей работе над проектом; формирование представление о проектном обучении как ведущем способе учебной деятельности; обучение специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований; формирование коммуникативных навыков (партнерское общение); навыков работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование); формирование умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор; развитие познавательные потребности и способности, креативность; формирование у учащихся стойкой положительной мотивации к их проектно- исследовательской деятельности; позитивной самооценки, самоуважения; вооружение школьников теоретическими знаниями и специальной терминологией основ проектно- исследовательской деятельности; формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве ( умение вести диалог, координировать свои действия при работе с самим собой и с партнерами по группе и классу, сопереживать, быть доброжелательными и чуткими, проявлять социальную адекватность в поведении); формирование способности к организации своей деятельности и деятельности товарищей в группе, классе, научить управлять этой деятельностью; формирование умения решать творческие и проблемные задачи. Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность. Технологии, используемые в проектной деятельности: технология проектирования; проблемное обучение; моделирующая деятельность; поисковая деятельность; информационно-коммуникационные технологии; здоровье сберегающие технологии. Методы и формы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, миниконференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ, защита проектных работ. 2 Формы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация. Проектная деятельность учащихся способствует обеспечению таких условий в образовательном процессе, когда полученные знания становятся инструментом решения творческих теоретических и практических задач и инструментом формирования у ребенка потребности и способности к саморазвитию. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми. Данная программа является подготовкой к самостоятельной исследовательской практике на II ступени обучения. Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знаний, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания. Планируемые результаты освоения курса «Основы проектной деятельности» В результате изучения данного курса «Основы проектной деятельности» обучающиеся на ступени начального общего образования: получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир; обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю; приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; получат возможность осознать своё место в мире; познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире; получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации. Выпускник получит возможность научиться: узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России — Москву, свой регион и его главный город; различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»; 3 оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос); использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний. Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию умения проектировать свою деятельность являются: — умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели; — умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей; — умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми. ФГОСы нового поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам. Личностные результаты должны отразиться в сформированности системы ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам. Личностнымирезультатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения: — активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; —осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями; — проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; — оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. Личностные универсальные учебные действия У выпускника будут сформированы: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности; основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Выпускник получит возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; 4 адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности; осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. Под метапредметными результатами понимаются « освоеннные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности». Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения: - Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний - Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? - Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей - Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле - Умение находить несколько вариантов решения проблемы - Умение устанавливать причинно-следственные связи - Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы - Умения и навыки работы в сотрудничестве: - Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач - Умение выдвигать гипотезы Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; различать способ и результат действия. Выпускник получит возможность научиться: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: 5 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета; строить сообщения, проекты в устной и письменной форме; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Выпускник получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Выпускник получит возможность научиться: учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; 6 аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения: - Использовать средства Интернет для нахождения графических иллюстраций, аудио объектов; - Создавать рисунки в графическом редакторе; - Пользоваться цифровым фотоаппаратом и видеокамерой; - Использовать сканер, микрофон и принтер для ввода и вывода информации. Предполагаемая результативность курса Личностные результаты и универсальные учебные действия · осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества); • испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну; • формулировать самому простые правила поведения в природе; • осознавать себя гражданином России; • объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России; • искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений; • уважать иное мнение; • вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения. определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления; • учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта; • составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем; • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки; • в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов; • понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации, предполагать, какая информация нужна; • отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; • сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет); • выбирать основания для сравнения, классификации объектов; • выстраивать логическую цепь рассуждений; • представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ; 7 • предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений; • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; • при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, учиться подтверждать аргументы фактами; • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Содержание программы курса внеурочной деятельности Последовательность работы над проектом Технологический (творческий) проект 1-й этап. Разработка проекта Для чего и кому нужен проект? Сделать подарок. Подготовиться к празднику. Что-то другое… Что будем делать? Обсуждаем и выбираем изделие(-я). Определяем конструкцию изделия. Подбираем подходящие материалы. Выполняем зарисовки, схемы, эскизы объекта. Выбираем лучший вариант. Как делать? Подбираем технологию выполнения. Продумываем возможные конструкторско-технологические проблемы и их решение. Подбираем инструменты. 2-й этап. Выполнение проекта Воплощаем замысел Распределяем роли или обязанности (в коллективном и групповом проекте). Изготавливаем изделие. Вносим необходимые дополнения, исправления (в конструкцию, технологию). 3-й этап. Защита проекта Что делали и как? Что решили делать и для чего. Как рождался образ объекта. Какие проблемы возникали. Как решались проблемы. Достигнут ли результат. 8 № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Тематическое планирование курса внеурочной деятельности на 2023-2024 учебный год 2 класс, 34 часов Тема Кол-во Дата проведения час план факт Формирование понятия «проектная деятельность», Проект? Проект! Какими 1 6.09 бывают проекты. Проект «Осень – чудная пора!». Сообщения о приметах осени. Что такое команда? Как работать в команде? Проект «Осень – чудная пора!». 1 13.09 Знакомство с перелетными птицами. Викторина «Перелетные птицы». Что такое команда? Как работать в команде? Проект «Осень – чудная пора!». 1 20.09 Составляем узор из осенних листьев. Проект «Осень – чудная пора!». Рисунки осенней природы. Работа с 1 27.10 пластилином «Дары осени». Проект «Осень – чудная пора!». Подбор стихов, пословиц, загадок, поговорок 1 4.10 об осени. Проект «Осень – чудная пора!». Коллективное составление осенней сказки. 1 11.10 Защита проекта «Осень – чудная пора!». Презентация. 1 18.10 Проект «Пусть всегда будет мама». Письмо для любимой мамочки. 1 25.10 Проект «Пусть всегда будет мама». Портрет мамы. 1 Проект «Пусть всегда будет мама». Составляем цветок желаний. 1 Защита проекта «Пусть всегда будет мама». Презентация. 1 Проект «Новый год». История возникновения праздника Новый год. 1 Проект «Новый год». Письмо Деду Морозу. 1 Проект «Новый год». Коллективная работа по созданию стенгазеты. 1 Проект «Новый год». Работа в группах по созданию (рисованию) новогодних 1 украшений. Презентация проекта «Новый год». 1 Проект «Мои любимые сказки». Герои сказок в рисунках. 1 Проект «Мои любимые сказки». Герои сказок в лепке. 1 Проект «Мои любимые сказки». Создание сборника сказок об одном из 1 животных (зайце, лисе, медведе, волке). Проект «Мои любимые сказки». Создание презентации. Защита проекта. 1 Проект «Говорящие числа». История создания чисел, их названий. Роль чисел 1 Примечание 9 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 в жизни человека. Пословицы, поговорки, загадки, сказки с числами. Проект «Говорящие числа». Лепка различных фигурок с элементами цифр. Проект «Говорящие числа». Составление сказочной истории из жизни чисел. Проект «Говорящие числа». Составление презентации, защита проекта. Коллективное исследование "История возникновения игрушек". Исследование на тему "Игрушки в разных странах мира". Экспресс - исследование "Игрушки ХХ_ века". Игрушки - герои мультфильмов. Рисование. Индивидуальные проекты "Моя любимая игрушка". Изготовление из различных материалов любимых игрушек. Игрушки будущего. Работа в группах по созданию (рисованию) игрушек будущего. Проект «Мои младшие друзья». Знакомство с особенностями жизни и поведения домашних питомцев. Рассказы учащихся. Проект «Мои младшие друзья». Рисунки, выставка рисунков по теме. Работа над проектом «Мой поселок" Презентация проекта (защита) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Материально-техническое обеспечение программы 1.Начальная школа «Интеллектуально –творческие занятия». 2.Большая книга эрудита. Сидорина Т.В. - Росмэн-Пресс, М., - 2006г. - 144с. 3.Большая детская энциклопедия. Том 8. Астрономия, - Астрель. М., 2009. - 688с. 4.Энциклопедия для детей. Том 2. Биология. - Астрель. - М., 2007. - 672с. 5.Детская иллюстрированная энциклопедия. Дорлинг Киндерсли. - АСТ. - М., 2005. - 800с. 6.Отчего и почему. Энциклопедия для любознательных. Анита Ганери, Бренда Уолпол, Филип Стил, Эндрю Чермен и др. - Махаон, - М., 2010. 7.Где, что и когда? Энциклопедия для любознательных. Анита Ганери, Бренда Уолпол, Филип Стил, Эндрю Чермен и др. - Махаон, - М., 2007. 8.Что, зачем и почему? - Махаон, - М., 2008. - 256с. 9.Почему и отчего? Энциклопедия для любознательных. - АСТ. - М., 2008. - 272с 10 Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося. Можно оценивать: степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом; · степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли; · количество новой информации использованной для выполнения проекта; · степень осмысления использованной информации; · уровень сложности и степень владения использованными методиками; · оригинальность идеи, способа решения проблемы; · осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования; · уровень организации и проведения презентации; · творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации; · социальное и прикладное значение полученных результатов. В данном опыте учителю информатики предлагается следующийметод фиксации и оценивания учебных достижений при разработке и защите проекта-презентации. При оценивании технологии создания проекта-презентации учитывается: работа с текстом: оптимальность подбора количества и параметров текста на слайдах, грамотность, рациональное использование текстовых полей; · работа с фоном: присутствие рисуночного фона на слайде с оглавлением, различных видов фонов на других слайдах; · работа с анимацией: обоснованность выбора различных видов, времени начала и скорости анимации; · система навигации по слайдам: наличие общего меню переходов на каждом слайде, наличие кнопок переходов между слайдами; · работа с эффектами смены слайдов 11 · общее дизайнерское решение презентации. При оценивании технологии подачи материала учитывается: формулировка и оформление слайдов доклада; репетиция и приобретение уверенности в презентации; абсолютное владение данной темой; максимальное привлечение внимания аудитории; получение отзывов у аудитории. При работе над проектом учителем составляется примерный план работы. Этапы работы Сроки Отметка о выполнении Выбор и формулирование темы. Подбор литературы (не менее 5 — 8 источников). Отбор и систематизация материала, составление плана. Определение методов исследовательской деятельности (анализ литературы по данной теме, наблюдение, анкетирование и т.д.). Работа над проектом (консультации преподавателя): Обработка, анализ и систематизация материалов по теме исследования. Определение способов оформления результатов исследования. Оформление результатов исследования. Подготовка доклада, сдача на проверку. Подготовка к защите проекта. Защита проекта (выступление с докладом). 12