Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Дежнево» РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО учителей начальной школы СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР УТВЕРЖДЕНО Директор МКОУ СОШ ______________ ______________ Протокол № 5 Протокол № 105 Приказ № 105 от "24.05. 2023г» от "30.05. 2023 год» от "30.05.2023г» ______________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Юные инспекторы движения» Для 2 класса на 2023-2024 учебный год 2023-2024 учебный год Пояснительная записка В настоящее время в Российской Федерации продолжает оставаться высоким уровень детского дорожно-транспортного травматизма. Анализ аварийности по времени суток показал, что наибольшее количество ДТП с участием детей происходит с 16:00 до 18:00. Самыми аварийными днями недели являются среда и пятница. По возрастному показателю 34,8% от общего количества детей и подростков, пострадавших в ДТП составляют обучающиеся образовательных учреждений в возрасте от 10 до 14 лет; 24,6% – дети начального школьного возраста 6-10 лет; 20,3% – дети дошкольного возраста от одного года до шести лет; 18,6% – дети в возрасте от 14 до16 лет; 1,7% – дети в возрасте до одного года. В большинстве случаев дорожных трагедий виновными становятся дети младшего школьного возраста. Основными причинами детского дорожно-транспортного травматизма являются: - переход дороги перед близко идущим транспортом; - переход дороги в неустановленном месте; - неожиданный выход на проезжую часть из-за транспорта, из-за деревьев, сооружений; - нарушение правил дорожного движения велосипедистами; - игра на проезжей части дороги. Таким образом, проблема предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма особенно актуальна в настоящее время. Программа «Юные инспекторы дорожного движения» составлена на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы внеурочной деятельности В.А.Горского, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных федеральным образовательным стандартом НОО, программой духовнонравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и основной образовательной программой образовательного учреждения. Программа направлена на системный подход к формированию гражданско-правовой позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. Данная программа является модифицированной, представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды. Реализация программного содержания предполагает использование разнообразных форм организации занятий: - работа с дидактическим материалом; - игровые задания; - встречи с сотрудниками ГИБДД, медицинскими работниками; - практические, теоретические занятия; -викторины, олимпиады, конкурсы, занятия-путешествия, акции, презентации, выставки, проекты, праздники, соревнования; -изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрёстках, расположенных вблизи школы и т.п.). Цель программы: создание условий по формированию личности младшего школьника с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения по вопросам дорожной безопасности. Для достижения указанной цели решаются следующие задачи: - изучать правила дорожного движения; - прививать навыки дорожной грамотности и дорожной безопасности; - знакомить с историей возникновения транспортных средств; - систематизировать и обобщить знания обучающихся о видах дорожных знаков, их назначении и использовании, о правилах перехода улиц, правилах пользования общественным транспортом и езды на велосипеде; -создавать условия, способствующие развитию познавательного интереса обучающихся, расширению их кругозора; -воспитывать ответственность, дисциплинированность, стремление сознательно выполнять правила дорожного движения. Программа “ Юные инспекторы дорожного движения” разработана для обучающихся 1-4 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю. В 1 классе 33 занятия в год, во 2-4 классах 34 занятия в год. Занятия проводятся во второй половине дня. Для обучающихся 1 класса продолжительность занятий в I полугодии — 35 минут, начиная со II полугодия - 40 минут. Во 2-4 классах продолжительность занятий 45 минут. Для организации работы по программе используются различные формы организации деятельности: коллективная, групповая и индивидуальная. Программой предусмотрены теоретические и практические занятия. Формы проведения занятий разнообразны. Тематическое планирование Программа «Юные инспекторы дорожного движения» включает восемь направлений, связанных между собой: «Понятие об участниках дорожного движения», «Правила безопасного поведения на дорогах и улицах», «Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста», «Особенности устройства велосипеда. Приёмы безопасного падения», «Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта», «Мы – пассажиры, обязанности пассажира», «Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП», «Тестирование по правилам дорожного движения». 1 класс (1 ч/нед., 33 ч/год) № п/п Название раздела «Понятие об участниках дорожного движения» 2 «Правила безопасного поведения на дорогах и улицах» 3 «Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста» устройства велосипеда. 4 «Особенности Приёмы безопасного падения» 5 «Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта» 6 «Мы – пассажиры, обязанности пассажира» 7 «Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП» 8 «Тестирование по правилам дорожного движения» итого 1 Количество часов всего теоретические практические 10 5 5 6 4 2 3 1 2 2 1 1 4 2 2 6 1 4 2 1 1 1 33 18 15 2-4 класс (1 ч/нед., 34 ч/год) № Название раздела п/п Количество часов всего теоретические практические 10 4 6 6 4 2 3 2 1 2 1 1 4 2 2 6 3 3 2 2 1 1 34 19 «Понятие об участниках дорожного движения» 2 «Правила безопасного поведения на дорогах и улицах» 3 «Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста» 4 «Особенности устройства велосипеда. Приёмы безопасного падения» 5 «Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта» – пассажиры, обязанности 6 «Мы пассажира» «Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП» «Тестирование по правилам дорожного движения» итого 1 15 Содержание курса 1. Понятие об участниках дорожного движения Мы идём по тротуару. Правила поведения на тротуаре. Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка и дорожные знаки. Светофор трёхглазый. Сигналы светофора и регулировщика. Игра «Наш друг Светофор». Конкурс «Школа светофорных наук». Практическая работа: изучение действий участников дорожного движения по конкретным дорожным знакам. 2. Правила безопасного поведения на дорогах и улицах Дорога – не место для игр. Сказка «Волшебная горка». Правила для пешеходов и водителей транспортных средств. Игра «Я – пешеход». Виды перекрёстков и правила разъезда на них. Ответственность за нарушение правил. Сказочное путешествие «Дорожные приключения Бабы-Яги». Практическая работа: разбор действий пешеходов в конкретных дорожных ситуациях. 3. Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста Сказка «Как пешеход получил колёса». Транспорт. Разбор движения пешеходов и водителей транспортных средств на сложных перекрёстках. Правила движения для велосипедистов. Порядок движения группы велосипедистов. Разбор дорожной обстановки на маршруте, определение опасных для движения мест. Интегрированное занятие (математика + ПДД) «Правила дорожного движения достойны уважения». Практическая работа: разбор действий пешеходов и велосипедистов в конкретных дорожных ситуациях. 4. Особенности устройства велосипеда. Приёмы безопасного падения Назначение основных частей велосипеда. Физические основы устойчивости двухколёсного велосипеда. Приёмы безопасного падения. Практическая работа: освоение приёмов профилактических работ велосипеда. 5. Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта Сказка «О правилах дорожного движения». Изучение правил дорожного движения. Переход проезжей части дороги в разное время года. Разбор реальных ситуаций, имеющих место в практике дорожного движения. Беседа с работником ГИБДД. Игра «Знаете ли вы правила дорожного движения?» 6. Мы – пассажиры, обязанности пассажира. Правила поведения в транспорте. Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте. 7. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП Состав и назначение автоаптечки. Классификация возможных травм и первая доврачебная помощь пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии. Обработка ран и способы остановки кровотечения. Виды перевязочных средств и правила наложения повязок. Правила транспортировки пострадавших. Игра «Скорая помощь». Практическая работа: отработка различных приёмов оказания первой доврачебной помощи пострадавшему. 8. Тестирование по правилам дорожного движения. Вручение сертификата «Юный инспектор дорожного движения». Ожидаемые результаты Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.). знания о правилах дорожного движения; знания о правилах оказания первой медицинской помощи; знания о моральных нормах и правилах поведения; начальные представления о правах и обязанностях участников дорожного движения; понимание сущности основных социальных ролей: пешеход, пассажир, водитель, участник дорожного движения; пониманиеобучающимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию. Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. соблюдение правил дорожного движения, способность руководствоваться ими в практической деятельности; умение сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации; выполнение возложенных на обучающегося обязанностей участника дорожного движения (пешехода, пассажира, водителя); осознание ответственности за жизнь и здоровье себя, товарища, незнакомого человека, как участников дорожного движения; соблюдение правил поведения в общественном транспорте; умение водить велосипед согласно требованиям ПДД. Третий уровень результатов – получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия. приобретение опыта ролевого взаимодействия и реализации ПДД; накопление личного опыта участия в проектах, акциях и других мероприятиях по вопросу ПДД; высокий уровень самосознания, самодисциплины; участие в конкурсах, играх, олимпиадах и т.п. разной направленности и разного уровня (муниципального, регионального, федерального, международного); умение пользоваться правами и обязанностями участников дорожного движения; активная жизненная позиция. Система отслеживания и оценивания ожидаемых результатов С целью контроля реализации программы ее эффективности организуется мониторинг эффективности внедрения программы, который проводится 2 раза в 1-4 классах (декабрь, май). Формы и средства контроля: -мониторинг участия в планируемых школой делах и мероприятиях, в различных мероприятиях муниципального, регионального, федерального и международного уровней; - тестирование по правилам дорожного движения; - викторины, конкурсы, олимпиады. Тематическое планирование занятий внеурочной деятельности «Юные инспекторы дорожного движения» направление: духовно-нравственное 2 -4 классы 1 час в неделю (34 часа в год) № п/п № занятия в теме Тема занятия Теоретические Практические дата Понятие об участниках дорожного движения (10 ч) Мы идём по тротуару. 1 Безопасный путь в школу, из школы домой. Правила поведения на 1 тротуаре. Элементы улиц и 1 дорог. Дорожная разметка. 1 Дорожные знаки. 1 Перекрёстки и их 1 виды. Элементы улиц и 1 дорог. Сигналы светофора и 1 регулировщика. Игра «Я - пешеход». 1 Конкурс «Школа 1 светофорных наук». Правила безопасного поведения на дорогах и улицах (6 ч) 1 1 2 2 3 3 4 5 6 4 5 6 7 7 8 8 9 10 9 10 11 1 Дорога – не место для игр. 12 2 Конкурс рисунков на тему «Соблюдай правила дорожного движения» 1 1 5.09 12.09 19.09 26.09 3.10 10.10 1710 24.10 13 3 14 15 4 5 16 6 17 18 19 20 21 Правила для 1 пешеходов и водителей транспортных средств. Игра «Я – пешеход». 1 Виды перекрёстков и 1 правила разъезда на них. Ответственность за 1 нарушение правил. Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста(3ч) Сказка «Как пешеход 1 получил колёса». Транспорт. 2 Правила движения 1 для велосипедистов. 3 Правила движения 1 для разного вида транспорта. Особенности устройства велосипеда. Приёмы безопасного падения (2ч) 1 Назначение основных 1 частей велосипеда. 2 Физические основы 1 устойчивости двухколёсного велосипеда. Приёмы безопасного падения. Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта (4ч) 1 22 1 23 2 24 3 25 4 Изучение правил дорожного движения. Переход проезжей части дороги в разное время года. Разбор реальных ситуаций, имеющих место в практике дорожного движения. Места для игр и катания на самокатах, детских велосипедах, лыжах, санках, коньках. Беседа с работником ГИБДД. Игра «Знай правила дорожного движения как таблицу 1 1 1 1 умножения». Мы – пассажиры, обязанности пассажира(6ч) 26 1 27 2 28 3 29 4 30 5 31 6 32 33 34 Правила поведения в 1 транспорте. Правила 1 безопасного поведения в автомобильном транспорте, в автобусе. Правила 1 безопасного поведения в железнодорожном транспорте Правила 1 безопасного поведения в самолёте и на водном транспорте. Безопасная поза при 1 аварийной ситуации в транспорте. Правила 1 безопасного поведения на улице вблизи транспортных средств. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП (1ч) Состав и назначение 1 автоаптечки. Обработка ран и способы остановки кровотечения. 2 Классификация 1 возможных травм и первая доврачебная помощь пострадавшим в дорожнотранспортном происшествии. Тестирование по правилам дорожного движения (1ч) 1 1 Тестирование по правилам дорожного движения. Вручение сертификата «Юный 1 инспектор дорожного движения».