Программа внеурочной деятельности ЮИД

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная
школа с. Дежнево»
РАССМОТРЕНО
Руководитель ШМО
учителей начальной школы

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор МКОУ СОШ

______________

______________

Протокол № 5

Протокол № 105

Приказ № 105

от "24.05. 2023г»

от "30.05. 2023 год»

от "30.05.2023г»

______________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Юные инспекторы движения»
Для 2 класса
на 2023-2024 учебный год

2023-2024 учебный год

Пояснительная записка
В настоящее время в Российской Федерации продолжает оставаться высоким уровень
детского дорожно-транспортного травматизма. Анализ аварийности по времени суток показал,
что наибольшее количество ДТП с участием детей происходит с 16:00 до 18:00. Самыми
аварийными днями недели являются среда и пятница. По возрастному показателю 34,8% от
общего количества детей и подростков, пострадавших в ДТП составляют обучающиеся
образовательных учреждений в возрасте от 10 до 14 лет; 24,6% – дети начального школьного
возраста 6-10 лет; 20,3% – дети дошкольного возраста от одного года до шести лет; 18,6% – дети в
возрасте от 14 до16 лет; 1,7% – дети в возрасте до одного года.
В большинстве случаев дорожных трагедий виновными становятся дети младшего
школьного возраста. Основными причинами детского дорожно-транспортного травматизма
являются:
- переход дороги перед близко идущим транспортом;
- переход дороги в неустановленном месте;
- неожиданный выход на проезжую часть из-за транспорта, из-за деревьев, сооружений;
- нарушение правил дорожного движения велосипедистами;
- игра на проезжей части дороги.
Таким образом, проблема предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма
особенно актуальна в настоящее время.
Программа «Юные инспекторы дорожного движения» составлена на основе Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной
программы внеурочной деятельности В.А.Горского, с учетом «Требований к результатам
освоения основной образовательной программы начального общего образования»,
установленных федеральным образовательным стандартом НОО, программой духовнонравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего
образования и основной образовательной программой образовательного учреждения.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданско-правовой
позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания.
Данная программа является модифицированной, представляет собой определенную
систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на
принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего
воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Реализация программного содержания предполагает использование разнообразных форм
организации занятий:
- работа с дидактическим материалом;
- игровые задания;
- встречи с сотрудниками ГИБДД, медицинскими работниками;
- практические, теоретические занятия;
-викторины, олимпиады, конкурсы, занятия-путешествия, акции, презентации, выставки,
проекты, праздники, соревнования;
-изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций
(например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрёстках,
расположенных вблизи школы и т.п.).
Цель программы: создание условий по формированию личности младшего
школьника с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками,
мотивами деятельности и поведения по вопросам дорожной безопасности.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- изучать правила дорожного движения;
- прививать навыки дорожной грамотности и дорожной безопасности;
- знакомить с историей возникновения транспортных средств;

- систематизировать и обобщить знания обучающихся о видах дорожных знаков, их назначении и
использовании, о правилах перехода улиц, правилах пользования общественным транспортом и
езды на велосипеде;
-создавать условия, способствующие развитию познавательного интереса обучающихся,
расширению их кругозора;
-воспитывать ответственность, дисциплинированность, стремление сознательно выполнять
правила дорожного движения.
Программа “ Юные инспекторы дорожного движения” разработана для обучающихся 1-4
классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю. В 1 классе 33 занятия в год, во 2-4 классах 34
занятия в год. Занятия проводятся во второй половине дня. Для обучающихся 1 класса
продолжительность занятий в I полугодии — 35 минут, начиная со II полугодия - 40
минут. Во 2-4 классах продолжительность занятий 45 минут. Для организации работы по
программе используются различные формы организации деятельности: коллективная,
групповая и индивидуальная. Программой предусмотрены теоретические и практические
занятия. Формы проведения занятий разнообразны.
Тематическое планирование
Программа «Юные инспекторы дорожного движения» включает восемь
направлений, связанных между собой: «Понятие об участниках дорожного движения»,
«Правила безопасного поведения на дорогах и улицах», «Освоение навыков безопасного
движения пешехода и велосипедиста», «Особенности устройства велосипеда. Приёмы
безопасного падения», «Правила безопасного дорожного движения пешеходов и
автотранспорта», «Мы – пассажиры, обязанности пассажира», «Оказание первой доврачебной
помощи пострадавшим в ДТП», «Тестирование по правилам дорожного движения».
1 класс
(1 ч/нед., 33 ч/год)
№
п/п

Название раздела

«Понятие
об
участниках
дорожного
движения»
2 «Правила безопасного поведения на дорогах и
улицах»
3 «Освоение навыков безопасного движения
пешехода и велосипедиста»
устройства
велосипеда.
4 «Особенности
Приёмы безопасного падения»
5 «Правила безопасного дорожного движения
пешеходов и автотранспорта»
6 «Мы – пассажиры, обязанности пассажира»
7 «Оказание первой доврачебной помощи
пострадавшим в ДТП»
8 «Тестирование по правилам дорожного
движения»
итого
1

Количество часов
всего

теоретические

практические

10

5

5

6

4

2

3

1

2

2

1

1

4

2

2

6
1

4

2
1

1

1

33

18

15

2-4 класс
(1 ч/нед., 34 ч/год)
№
Название раздела
п/п

Количество часов
всего

теоретические

практические

10

4

6

6

4

2

3

2

1

2

1

1

4

2

2

6

3

3

2

2

1

1

34

19

«Понятие об участниках дорожного
движения»
2 «Правила безопасного поведения на
дорогах и улицах»
3 «Освоение навыков безопасного движения
пешехода и велосипедиста»
4 «Особенности устройства велосипеда.
Приёмы безопасного падения»
5 «Правила безопасного дорожного движения
пешеходов и автотранспорта»
–
пассажиры,
обязанности
6 «Мы
пассажира»
«Оказание первой доврачебной помощи
пострадавшим в ДТП»
«Тестирование по правилам дорожного
движения»
итого
1

15

Содержание курса
1. Понятие об участниках дорожного движения

Мы идём по тротуару. Правила поведения на тротуаре. Элементы улиц и дорог. Дорожная
разметка и дорожные знаки. Светофор трёхглазый. Сигналы светофора и регулировщика.
Игра «Наш друг Светофор». Конкурс «Школа светофорных наук». Практическая работа:
изучение действий участников дорожного движения по конкретным дорожным знакам.
2. Правила безопасного поведения на дорогах и улицах
Дорога – не место для игр. Сказка «Волшебная горка». Правила для пешеходов и
водителей транспортных средств. Игра «Я – пешеход». Виды перекрёстков и правила
разъезда на них. Ответственность за нарушение правил. Сказочное путешествие
«Дорожные приключения Бабы-Яги». Практическая работа: разбор действий пешеходов
в конкретных дорожных ситуациях.
3. Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста
Сказка «Как пешеход получил колёса». Транспорт. Разбор движения пешеходов и
водителей транспортных средств на сложных перекрёстках. Правила движения для
велосипедистов. Порядок движения группы велосипедистов. Разбор дорожной
обстановки на маршруте, определение опасных для движения мест. Интегрированное
занятие (математика + ПДД) «Правила дорожного движения достойны уважения».

Практическая работа: разбор действий пешеходов и велосипедистов в конкретных
дорожных ситуациях.
4. Особенности устройства велосипеда. Приёмы безопасного падения
Назначение основных частей велосипеда. Физические основы устойчивости
двухколёсного велосипеда. Приёмы безопасного падения. Практическая работа: освоение
приёмов профилактических работ велосипеда.
5. Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта
Сказка «О правилах дорожного движения». Изучение правил дорожного движения.
Переход проезжей части дороги в разное время года. Разбор реальных ситуаций,
имеющих место в практике дорожного движения. Беседа с работником ГИБДД. Игра
«Знаете ли вы правила дорожного движения?»
6. Мы – пассажиры, обязанности пассажира.
Правила поведения в транспорте. Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте.
7. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП

Состав и назначение автоаптечки. Классификация возможных травм и первая доврачебная
помощь пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии. Обработка ран и способы
остановки кровотечения. Виды перевязочных средств и правила наложения повязок.
Правила транспортировки пострадавших. Игра «Скорая помощь». Практическая работа:
отработка различных приёмов оказания первой доврачебной помощи пострадавшему.
8. Тестирование по правилам дорожного движения.
Вручение сертификата «Юный инспектор дорожного движения».
Ожидаемые результаты












Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний (об
общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых
формах поведения в обществе и т.п.).
знания о правилах дорожного движения;
знания о правилах оказания первой медицинской помощи;
знания о моральных нормах и правилах поведения;
начальные представления о правах и обязанностях участников дорожного движения;
понимание сущности основных социальных ролей: пешеход, пассажир, водитель,
участник дорожного движения;
пониманиеобучающимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости,
бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности,
способности к сопереживанию.
Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество,
природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности
в целом.
соблюдение правил дорожного движения, способность руководствоваться ими в
практической деятельности;
умение сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации;
выполнение возложенных на обучающегося обязанностей участника дорожного движения
(пешехода, пассажира, водителя);












осознание ответственности за жизнь и здоровье себя, товарища, незнакомого человека, как
участников дорожного движения;
соблюдение правил поведения в общественном транспорте;
умение водить велосипед согласно требованиям ПДД.
Третий уровень результатов – получение обучающимися опыта самостоятельного
общественного действия.
приобретение опыта ролевого взаимодействия и реализации ПДД;
накопление личного опыта участия в проектах, акциях и других мероприятиях по вопросу
ПДД;
высокий уровень самосознания, самодисциплины;
участие в конкурсах, играх, олимпиадах и т.п. разной направленности и разного уровня
(муниципального, регионального, федерального, международного);
умение пользоваться правами и обязанностями участников дорожного движения;
активная жизненная позиция.

Система отслеживания и оценивания ожидаемых результатов
С целью контроля реализации программы ее эффективности организуется мониторинг
эффективности внедрения программы, который проводится 2 раза в 1-4 классах (декабрь,
май).
Формы и средства контроля:
-мониторинг участия в планируемых школой делах и мероприятиях, в различных
мероприятиях муниципального, регионального, федерального и международного уровней;
- тестирование по правилам дорожного движения;
- викторины, конкурсы, олимпиады.
Тематическое планирование
занятий внеурочной деятельности
«Юные инспекторы дорожного движения»
направление: духовно-нравственное
2 -4 классы
1 час в неделю (34 часа в год)
№
п/п

№
занятия
в теме

Тема занятия

Теоретические Практические дата

Понятие об участниках дорожного движения (10 ч)
Мы идём по тротуару.
1
Безопасный путь в
школу, из школы
домой.
Правила поведения на
1
тротуаре.
Элементы улиц и
1
дорог.
Дорожная разметка.
1
Дорожные знаки.
1
Перекрёстки и их
1
виды.
Элементы улиц и
1
дорог.
Сигналы светофора и
1
регулировщика.
Игра «Я - пешеход».
1
Конкурс
«Школа
1
светофорных наук».
Правила безопасного поведения на дорогах и улицах (6 ч)

1

1

2

2

3

3

4
5
6

4
5
6

7

7

8

8

9
10

9
10

11

1

Дорога – не место для
игр.

12

2

Конкурс рисунков на
тему
«Соблюдай
правила дорожного
движения»

1

1

5.09

12.09
19.09
26.09
3.10
10.10
1710
24.10

13

3

14
15

4
5

16

6

17

18
19

20
21

Правила
для
1
пешеходов
и
водителей
транспортных
средств.
Игра «Я – пешеход».
1
Виды перекрёстков и
1
правила разъезда на
них.
Ответственность за
1
нарушение правил.
Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста(3ч)

Сказка «Как пешеход
1
получил
колёса».
Транспорт.
2
Правила
движения
1
для велосипедистов.
3
Правила
движения
1
для разного вида
транспорта.
Особенности устройства велосипеда. Приёмы безопасного падения (2ч)
1

Назначение основных
1
частей велосипеда.
2
Физические основы
1
устойчивости
двухколёсного
велосипеда.
Приёмы безопасного
падения.
Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта (4ч)
1

22

1

23

2

24

3

25

4

Изучение
правил
дорожного движения.
Переход
проезжей
части дороги в разное
время года. Разбор
реальных ситуаций,
имеющих место в
практике дорожного
движения.
Места для игр и
катания
на
самокатах, детских
велосипедах, лыжах,
санках, коньках.
Беседа с работником
ГИБДД.
Игра «Знай правила
дорожного движения
как
таблицу

1
1

1

1

умножения».
Мы – пассажиры, обязанности пассажира(6ч)
26

1

27

2

28

3

29

4

30

5

31

6

32

33

34

Правила поведения в
1
транспорте.
Правила
1
безопасного
поведения
в
автомобильном
транспорте,
в
автобусе.
Правила
1
безопасного
поведения
в
железнодорожном
транспорте
Правила
1
безопасного
поведения
в
самолёте
и
на
водном транспорте.
Безопасная поза при
1
аварийной ситуации в
транспорте.
Правила
1
безопасного
поведения на улице
вблизи
транспортных
средств.
Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП (1ч)

Состав и назначение
1
автоаптечки.
Обработка ран и
способы остановки
кровотечения.
2
Классификация
1
возможных травм и
первая доврачебная
помощь
пострадавшим
в
дорожнотранспортном
происшествии.
Тестирование по правилам дорожного движения (1ч)
1

1

Тестирование
по
правилам дорожного
движения.
Вручение
сертификата «Юный

1

инспектор дорожного
движения».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».